Образ семьи в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей возникает образ семьи. Данный образ наблюдается в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Утверждение семейных ценностей в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» происходит благодаря образу семейства Мелеховых. Несмотря на сложную политическую обстановку, члены семейства помогали друг другу и поддерживали. Автор показывает, что между Мелеховыми часто возникали споры и противоречия, однако они никогда не отказывались друг от друга, всегда ценили и уважали друг друга. Со всеми жизненными трудностями, которые были рождены войной, революцией и гражданской войной, а также личными проблемами, члены семейства Мелеховым старались справляться вместе. Образ семьи в «Тихом Доне» символизирует мирное время, противопоставленное военному времени, с которым пришлось столкнуться всем персонажам романа и которое разрушало семейные ценности. То, что в финале произведения показано, как Григорий Мелехов отказывается от войны и возвращается к сыну Мишатке и сестре Дуняшке, которые остались в живых, подчеркивает значение семейных отношений в жизни человека: для Григория Мелехова важнее всего в жизни была семья.


В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» важное место занимает образ семьи Простаковых. Это семья, где нет ни взаимопонимания, ни взаимоуважения. Простаков не имеет собственного мнения, он подчиняется своей жене-тиранше, которая хочет держать всю власть в своих руках. Госпожа Простакова неуважительно общается с мужем, постоянно грубит ему, не давая возможности выразить собственное мнение. Также неуважительно относится к Простакову и его сын Митрофанушка, который, рассказывая о своем сне, жалеет не отца, которого избивала госпожа Простакова, а мать, которая устала бить отца. Д.И. Фонвизин показывает, что пример взаимоотношений госпожи Простаковой и Простакова и в особенности пример госпожи Простаковой делают из Митрофанушки эгоистичного, жестокого человека, которому нет дела до жизни других людей. Описанное в финале комедии поведение Митрофанушки, когда он грубо сказал безумно любящей его матери «отвязаться» от него, становится «злонравия достойными плодами».

Образ семьи встречается и в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». В повествовании идет речь о семействе Мерцаловых, в которое входят Емельян Мерцалов, его жена Елизавета Ивановна, дети Гриша, Володя, Машутка и грудной ребенок; также читатель узнает о том, что за 3 месяца до описываемых событий от болезни умерла еще одна дочь. Автор описывает трудности, с которыми столкнулась семья Мерцаловых: глава семейства из-за болезни потерял работу, после чего не мог найти работу и не мог зарабатывать деньги на еду и на лекарства. А.И. Куприн демонстрирует, что члены семейства Мерцаловых, несмотря на огромные трудности на жизненном пути, которые очень часто ломают семьи и отдельных ее членов, были дружны между собой, поддерживали друг друга. То, что Гриша Мерцалов, будучи уже взрослым человеком, помогает бедным людям, говорит о результатах воспитания и о том, что та тяжелая ситуация, в которую попала его семья, многому его научила.

Как видим, и в «Тихом Доне», и в «Недоросле», и в «Чудесном докторе» присутствует образ семьи, однако каждый автор с помощью данного образа выражает собственные мысли. М.А. Шолохов и А.И. Куприн демонстрируют семьи, члены которых, столкнувшись с проблемами, поддерживали друг друга, а Д.И. Фонвизин демонстрирует семью, которую можно назвать семьей лишь формально, так как госпожа Простакова, Простаков и Митрофанушка на самом деле очень далеки друг от друга, они не способны понять друг друга из-за отсутствия уважения друг к другу. Но все представленные произведения объединяет мысль о том, что семья занимает важное место в жизни каждого человека, поскольку именно в семье происходит становление личности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мысль семейная в русской литературе
  • Дворянская семья в русской литературе
  • Образы хозяев и слуг в русской литературе
  • Быт и нравы чиновников в русской литературе