Образы «дна» человеческой жизни в русской литературе


Образы дна человеческой жизни отражены во многих художественных произведениях отечественных писателей, например, в пьесе М. Горького «На дне» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Понятие «дно» жизни известно читателю благодаря пьесе М. Горького «На дне». В этом произведении продемонстрирован конфликт между так называемыми «хозяевами жизни» и людьми «дна», к которым относятся Сатин, Актер, Васька Пепел, Настя, Барон, Клещ, Анна, Бубнов, Наташа, Алешка, Квашня. Ночлежка, в которой обитают герои пьесы, является символом «дна» жизни, только здесь обездоленные люди могут найти себе хотя бы какой-то приют, при этом получая негативное отношение со стороны «хозяев жизни» Костылева и его жены Василисы.

М. Горький, помещая в повествование образы убийц, воров, бывших тюремных заключенных, пьяниц, картежников, девушек легкого поведения, не осуждает их, хоть и не отрицает наличие у них отрицательных черт, а жалеет их и сочувствует им, так как во многом в том положении, в котором оказались люди «дна», виноваты внешние обстоятельства, связанные с несправедливостью общественной системы. Автор демонстрирует конфликт между российской действительностью и судьбами тех людей, которые фактически оказались выброшенными на дно.

М. Горький не отрицает тот факт, что многие герои «На дне» мирятся с тем положением, в котором они оказались, и ничего не делают для того, чтобы изменить свою жизнь, однако в пьесе выражена следующая мысль: люди «дна» ничего не делают, потому что понимают, что все их попытки изменить жизнь к лучшему будут тщетными. На это указывает и трагичный финал жизни Актера, который старался перестать пить, чтобы попасть в лечебницу, но, узнав о том, что этой лечебницы нет, покончил жизнь самоубийством.

Своеобразное «дно жизни» продемонстрировано и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В центре внимания находится бедная часть Петербурга, главный герой Родион Раскольников и многие второстепенные персонажи являются обездоленными людьми, находящимися в действительно ужасных жизненных условиях. Собственная бедность и наблюдения за нищенским существованием окружающих людей заставляют Раскольникова придумать безумную теорию, в соответствии с которой люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих», толкают Раскольникова на совершение преступления.

Мать главного героя Пульхерия Александровна и его сестра Дуняша отправляют Родиону деньги, хотя сами в них очень нуждаются.


Дуня соглашается выйти замуж за безнравственного Лужина, чтобы улучшить материальное положение своей семьи.

Семену Захаровичу не на что содержать свою семью, поэтому он находит спасение в алкоголе. В целом брак Мармеладова и Катерины Ивановны построен на жалости, так как вместе им было проще выживать.

Сонечка Мармеладова вынуждена пойти по «желтому билету», чтобы прокормить свою семью, так как больше никакой работы для нее в городе не было.

Катерина Ивановна, имеющая дворянское происхождение, умирает в полной нищете, оставив троих детей сиротами, которых отправляют в сиротский дом.

Ф.М. Достоевский показывает, что на «дне» жизни оказываются и мужчины, и женщины, и взрослые, и дети, и те, кто имел низкое происхождение, и те, кто имел высокое происхождение.

И М. Горький, и Ф.М. Достоевский демонстрируют, что до людей, находящихся на «дне» жизни», никому нет дела. Они вынуждены не жить, а просто существовать, каждый день рискуя трагически закончить это существование. Жизнь обездоленных персонажей из пьесы «На дне» и из романа «Преступление и наказание» настолько ужасна, что они не видят возможности выбраться со «дна» и улучшить жизнь к лучшему. Причина такого трагического существования, по мнению авторов, заключена в общественной несправедливости.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «лишнего человека» в русской литературе
  • Образы «униженных и оскорбленных» в русской литературе
  • Образы героев, связанных с народной культурой в русской литературе
  • Деспотические характеры, образы самодуров в русской литературе