Образы героев, жаждущих наживы в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей изображены герои, жаждущие наживы. Такие герои наблюдаются в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», в драме А.Н. Островского «Гроза», в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В фонвизинской комедии показано, что наживиться хотят госпожа Простакова и Скотинин. Узнав о том, что Софья стала наследницей Стародума, который «нажил десять тысяч рублей доходу», госпожа Простакова сразу же изменила свое отношение к Софье, к которой раньше относилась неуважительно. Автор показывает, что только человек с большим количеством денег заслуживает внимание госпожи Простаковой. Скотинин радуется тому, что он женится на Софье, потому что он считает, что благодаря деньгам Софьи ему удастся улучшить условия для содержания любимых свиней. Однако госпожа Простакова уже не согласна с вариантом брака Софьи и Скотинина, она хочет, чтобы Софья стала женой ее сына Митрофанушки. Д.И. Фонвизин показывает, что госпожа Простакова ради денег готова пойти даже против собственного брата. То, что госпожа Простакова стала инициатором похищения Софьи, которую она планировала выдать замуж за Митрофана, говорит о том, что ради своих корыстных целей героиня даже готова пойти на преступление.

Проблема жажды наживы в драме «Гроза» связана с образом Дикого. Он сам признается в том, что у него «всю нутренную разжигать станет», когда кто-то рядом «только заикается о деньгах». Из повествования очевидно, что Дикой не хочет делиться деньгами ни со своим работниками, ни со своими близкими. Так, Дикой старается не платить жалование работающим у него, а если и платит, то делает это с большими скандалами. Племянник Дикого Борис вынужден почтительно относиться к своему дяде, поскольку это является условием получения бабушкиного наследства. Читатель понимает, что, как бы уважительно и почтительно себя ни вел Борис по отношению к Дикому, он все равно не получит наследство, поскольку Дикой слишком жаден и у него не будет никаких угрызений совести оставить все наследство себе.


Стремление наживиться свойственно также старухе-процентщице Алене Ивановне, второстепенной героине романа «Преступление и наказание». Занимаясь ростовщичеством, Алена Ивановна пытается получить максимальную выгоду с тех людей, которые закладывают ценные вещи под проценты взамен на деньги. В повествовании говорится о том, что старуха-процентщица «дает вчетверо меньше, чем стоит вещь», что, если закладчик просрочил заклад даже на день, то заложенная вещь «пропадает». Автор демонстрирует, что старухе-процентщице совершенно все равно на проблемы тех, кто обращается к ней, она не способна войти в положение людей, столкнувшихся с материальными трудностями, она думает лишь о себе.

И госпожа Простакова, и Скотинин, и Дикой, и Алена Ивановна деньги считают одной из главной жизненных ценностей. Проблема жажды наживы во всех трех произведениях тесно связана с безнравственными принципами общества: все перечисленные герои стремятся к обретению как можно больше денежных средств из-за того, что в обществе благополучно могут существовать лишь те, у кого есть большое количество материальных средств.

И Д.И. Фонвизин, и А.Н. Островский, и Ф.М. Достоевский демонстрируют, что их герои, стремясь наживиться на всем, на чем только можно, эгоистичны, равнодушны к другим людям, что они готовы пойти на все, лишь бы получить материальную выгоду. Деньги – это одна из немногих вещей, которые не оставляют персонажей трех проанализированных произведений равнодушными.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои-антиподы в русской литературе
  • Образы дельцов в русской литературе
  • Образы авантюристов в русской литературе
  • Образы представителей уходящей эпохи в русской литературе