Образы героев, связанных с народной культурой в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей раскрываются образы героев, связанных с народной культурой. Такие образы наблюдаются в поэме В.А. Жуковского «Светлана», в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Героиней, связанной с народной культурой, в «Светлане» является сама Светлана, в «Евгении Онегине» – Татьяна Ларина, в «Войне и мире» – Наташа Ростова. Героинь всех трех произведений объединяет эпизод гадания, символичного для народной культуры.

Во всех произведениях отмечается время гадания: Светлана гадает «в крещенский вечерок», Татьяна гадает, когда «настали святки», Наташа Ростова вместе с Соней гадают «на святки». Таким образом, всех трех героинь объединяет образ святок. Авторы неслучайно помещают в повествование данный день: святки были одним из самых запоминающихся моментов в жизни русского народа.

В повествовании описываются те действия, которые совершали девушки во время гадания.

Светлана вместе с другими девушками бросала за ворота башмачок, полола снег, слушала под окном, кормила курицу счетным зерном, топила ярый воск, клала в чашу с чистою водой перстень золотой и изумрудные серьги, расстилала белый платок, пела «песенки подблюдны» над чашей. Чтобы узнать «жребий свой» относительно возлюбленного, Светлана использует гадания с зеркалом и свечой.


Татьяна Ларина во время гадания выполняет следующие действия: «Татьяна любопытным взором // На воск потопленный глядит <…> Из блюда, полного водою, // Выходят кольцы чередою; // И вынулось колечко ей // Под песенку старинных дней». Кроме того, Татьяна кладет под подушку зеркало, чтобы во сне увидеть своего жениха. Автор показывает искреннее желание Татьяны Лариной узнать о своем возлюбленном.

Героиню В.А. Жуковского и героиню А.С. Пушкина объединяет страх во время гадания. Светлане «страшно назад взглянуть». Татьяне Лариной становится страшно и она отказывается от того, чтобы ворожить.

Наташа и Соня Ростовы гадали при помощи зеркала и свечи. Во время гадания Наташа призналась, что она ничего не видит. Ничего не увидела и Соня, однако она сказала Наташе, что видела лежащего Андрея. И через два года девушки вспомнили это гадание, когда Андрей Болконский лежал при смерти.

Как видно, и Светлану, и Татьяну Ларину, и Наташу Ростову объединяют одинаковые образы: зеркало и свеча, с помощью которых они проводили гадание. Героини трех произведений проводят одинаковые ритуалы, чтобы увидеть в зеркале суженного. Во всех произведениях присутствует образ зеркала, которое в народном представлении является дверью в мир потусторонний.

Во всех художественных произведениях эпизоды гадания имеют важное значение: сон Татьяны Лариной после святочных гаданий становится «вещим», так как Онегин действительно убивает Ленского, а сама Татьяна неожиданно выходит замуж за богатого человека; выдуманное Соней во время гадания удивительным образом сбывается, так как князь Андрей лежит при смерти. Этим замысел А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого отличается от замысла В.А. Жуковского, который продемонстрировал, что зловещий сон Светланы во время святочных гаданий остается всего лишь сном, который не сбывается. Все плохое Светлана переживает во сне, наяву же героиню ждет радость: ее возлюбленный возвращается и женится на Светлане.

И В.А. Жуковский, и А.С. Пушкин, и Л.Н. Толстой, показывая, что их героини гадают, то есть следуют народным традициям и чтят их, указывают на принадлежность Светланы, Татьяны Лариной и Наташи Ростовой к народу, подчеркивают их народных характер.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «лишнего человека» в русской литературе
  • Образы «униженных и оскорбленных» в русской литературе
  • Образы «дна» человеческой жизни в русской литературе
  • Деспотические характеры, образы самодуров в русской литературе