Образы купцов в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей раскрываются образы купцов. К таким произведениям относятся комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», драма А.Н. Островского «Гроза» и пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».

В комедии «Ревизор» купцы являются второстепенными персонажами, однако им даны весьма емкие характеристики. Н.В. Гоголь строит повествование так, что сначала читатель узнает о том, что городничий Сквозник-Дмухановский постоянно требует с купцов товары для личного корыстного пользования. Первоначально читатель думает о том, что образы купцов важны исключительно для раскрытия образа городничего. Однако после Н.В. Гоголь раскрывает и образы купцов в соответствии с замыслом «собрать в одну кучу все дурное в России <…> и за одним разом посмеяться над всем». Оказывается, городничий помогал купцам в совершении незаконной деятельности. Купцам свойственно лицемерие, поскольку они, понимая, что от Сквозник-Дмухановского зависит их дальнейшая деятельность, выказывали ему мнимое уважение. Когда же они понимают, что могут извлечь выгоду от приезда ревизора, то сразу же отправляются к нему для жалоб против городничего. Автор показывает, что купцы, жалующиеся на городничего, ничем не лучше него. Они так же, как и чиновники, дают Хлестакову, которого весь город принял за ревизора, взятки. Н.В. Гоголь неслучайно раскрывает образы купцов как отрицательных персонажей, так как ему было важно показать, что все жители уездного города N, символизирующего всю Россию, обладают пороками.


В драме А.Н. Островского «Гроза» важное место занимает Дикой, который по роду деятельности является купцом. Автор подчеркивает безумную любовь Дикого к деньгам, герой сам признается: «Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет». Такая нездоровая любовь в деньгам приводит к тому, что Дикой с большими скандалами платит своим работникам жалование, пытаясь сохранить в своих владениях каждую копейку. Не хочет Дикой делиться и со своим племянником Борисом, который приехал за бабушкиным наследством. А.Н. Островский неслучайно делает своего героя купцом, он акцентирует читательское внимание на порочности данного класса.

Порочны и купцы, изображенные А.Н. Островским в пьесе «Бесприданница». И пожилой купец Кнуров, и молодой купец Вожеватов стремятся к обретению богатства и высокого положения в обществе. А.Н. Островский показывает, что купцами можно назвать не только тех, кто занимается купеческой деятельностью, но и большинство жителей города Бряхимова. Сюда относится и Паратов, продающий пароход «Ласточка» и собственную свободу, готовясь жениться на богатой женщине, и Огудалова Харита Игнатьевна, которая готова продать собственную дочь, и Карандышев, который стремится войти в общество «идолов». Купцы уверены, что все на свете можно продать и купить за деньги. Материальные богатства и высокое положение в обществе – это единственное, к чему они стремятся, забывая о понятиях нравственности. В «Бесприданнице» показано, что предметом купли-продажи становятся человеческие жизни. Автор демонстрирует, что в обществе, где царствуют своеобразные «купцы», нет места для чести и справедливости, любви и дружбы. Торгово-денежные отношения между людьми делают их равнодушными к чужим жизням, корыстолюбивыми и жестокими. «Купцы» не умеют ни сопереживать другому человеку, ни сочувствовать ему, ни проявлять милосердие и самопожертвование, ни любить.

Таким образом, и в «Ревизоре», и в «Бесприданнице», и в «Грозе» купцы представлены как порочные люди, которые в вечном стремлении заработать деньги забывают о человечности и о нравственности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Жизнь крепостных людей в русской литературе
  • Жизнь труженника-крестьянина в русской литературе
  • Образы крестьянок в русской литературе
  • Образ «маленького человека» в русской литературе