Образы представителей уходящей эпохи в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей можно найти образы представителей уходящей эпохи. Связано это с авторским желанием продемонстрировать неизбежность общественных изменений. Так, образы представителей уходящей эпохи можно найти в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», в драме А.Н. Островского «Гроза».

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» наблюдается довольно четкое деление действующих лиц на представителей прошлого, настоящего и будущего. Яркими представителями прошлого являются Раневская и Гаев. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» весьма собирательным является образ госпожи Простаковой, которая живет в соответствии с устаревшими принципами. В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрировано царствование патриархальных принципов, которые ярко восхваляет Кабаниха.


Во всех трех драматических произведениях выражена мысль о неизбежности общественных изменений. В финале пьесы А.П. Чехова показано, что Лопахин выкупил имение с вишневым садом, которым владели Раневская и Гаев, что означает смену людей прошлого людьми настоящего. В финале комедии Д.И. Фонвизина показано, что семья Простаковых лишается имения и власти над крепостными, что говорит о победе просвещенных людей. В финале драмы А.Н. Островского показано, что всегда послушный Тихон обвиняет свою мать Кабаниху в самоубийстве Катерины, которая своим бунтом против «темного царства» взбудоражила весь город Калинов. Все три автора демонстрируют переходное состояние общества, когда одно поколение сменяется другим, что подчеркивает, что Раневская и Гаев, госпожа Простакова, Кабаниха являются представителями еще не ушедшей, но уходящей эпохи.

Представители прошлого из «Вишневого сада», «Недоросля» и «Грозы» привыкли к той жизни, которая у них была. Они были против общественных изменений, потому что понимали, что они не смогут жить прежней жизнью, что в новом обществе они потеряют все, что у них было, и не смогут найти себе место. И если Раневская и Гаев не вступают в явный конфликт с Лопахиным, вплотную идущим за ними, то госпожа Простакова и Кабаниха пытаются сохранить свое положение любыми способами: госпожа Простакова пытается выкрасть материально обеспеченную Софью, чтобы на ней женился Митрофанушка, а Кабаниха вступает в яркий конфликт со свободолюбивой и нравственно чистой Катериной. Однако даже тем, кто пытался сохранить свое положение, не удается сделать это. Так происходит из-за неизбежности перемен в обществе.

Раневская и Гаев, госпожа Простакова и Кабаниха привыкли жить за счет других людей, они ничего из себя не представляют, поэтому в обществе после перемен они не смогут занимать высокое положение, как это было ранее. У героев произведений А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина и А.Н. Островского не было возможности бороться за те общественные принципы, в соответствии с которыми они жили, поскольку эти принципы уже устарели и требовали кардинальных изменений. Всем представителям уходящей эпохи были характерны неспособность принять новую эпоху и неспособность быть ее частью. Раневская и Гаев, госпожа Простакова и Кабаниха не хотели отказываться от прошлого и не хотели идти в ногу со временем, поэтому они не имели возможности занимать царствующее положение в измененном обществе. И если в «Грозе» на уход Кабанихи с пьедестала автор только намекает, то в «Вишневом саде» продемонстрирована произошедшая смена Раневской и Гаева Лопахиным, а в «Недоросле» показана потеря госпожой Простаковой того, что у нее было и что она очень ценила.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои-антиподы в русской литературе
  • Образы дельцов в русской литературе
  • Образы героев, жаждущих наживы в русской литературе
  • Образы авантюристов в русской литературе