Образы «униженных и оскорбленных» в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей отражены образы «униженных и оскорбленных». Данный литературный тип особо ярко раскрывается в следующих произведениях: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и пьеса М. Горького «На дне».

Сразу стоит отметить, что в обоих произведениях помещено несколько «униженных и оскорбленных», а не какой-то один конкретный персонаж, относящийся к данному литературному типу.


Ф.М. Достоевский, особое внимание уделяя изображению тесных комнат, в которых даже трудно дышать, трактиров, распивочных, где царствует пьянство и разврат, показывает, что именно в таких местах «униженные и оскобленные» находят себе приют. Центральный персонаж Родион Раскольников беден для того, чтобы он мог выживать в Петербурге, мать и сестра присылают ему дополнительные денежные средства, которых все равно не хватает на нормальное существование. Мать Раскольникова Пульхерия Александровна и его сестра Дуняша тоже являются «униженными и оскорбленными», на что указывает согласие Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы поправить материальное положение своей семьи. Положение «униженного и оскорбленного» становится одним из важнейших факторов того, что у Раскольникова появляется безумная теория о «право имеющих» и «тварях дрожащих», которую он решил проверить, планируя с помощью украденных у старухи-процентщицы денег помогать таким же «униженным и оскорбленным», как он сам. Раскольников встречает на своем жизненном пути семейство Мармеладовых: и Семен Захарович, и Сонечка Мармеладова, и Катерина Ивановна являются «униженными и оскорбленными». У них нет возможности материально обеспечить свою семью, следовательно, они не могут даже нормально существовать.

М. Горький продолжил тему «униженных и оскорбленных», одним из первых сделав героями своего рассказа людей «дна»: бывших тюремных заключенных, убийц, воров, пьяниц, девушек легкого поведения, картежников. К «униженным и оскорбленным» относятся все жители костылевской ночлежки, которым противопоставлены так называемые «хозяева жизни»: Костылев и его жена Василиса. Сатин, Актер, Барон, Васька Пепел, Бубнов, Клещ, Анна, Настя, Наташа, Алешка, Квашня – все эти персонажи являются людьми «дна». У них нет денежных средств к существованию, у многих из них нет никакой работы. Ночлежка – это единственное пристанище людей «дна», и даже там они подвергаются унижениям и оскорблениям собственного достоинства.

Героев романа Ф.М. Достоевского и пьесы М. Горького объединяет ужасающее положение, при котором человек не живет, а всего лишь существует. «Униженные и оскорбленные» не нужны государству, не нужны окружающим людям, их судьбы и проблемы никого не интересуют. Авторы демонстрируют большое количество обездоленных людей, которым пришлось столкнуться на своем жизненном пути с различными бедами и несчастьями. Конечно, и Ф.М. Достоевский, и М. Горький показывают, что в некотором смысле их персонажи сами виноваты в бедственном положении, так как они не работают и не стараются вылезти со «дна» жизни, однако отсутствие действий со стороны «униженных и оскорбленных» объясняется тем, что они понимают, что им уже не удастся исправить сложившуюся ситуацию. Появление «униженных и оскорбленных» – следствие общественной несправедливости. Большинство обездоленных персонажей «Преступления и наказания» и «На дне» не заслуживают всего того, с чем им пришлось столкнуться. Оба автора выражают жалость к «униженным и оскорбленным», не отрицая при этом и их бездеятельность и смирение как отрицательные черты.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «лишнего человека» в русской литературе
  • Образы «дна» человеческой жизни в русской литературе
  • Образы героев, связанных с народной культурой в русской литературе
  • Деспотические характеры, образы самодуров в русской литературе