Почему автор поэмы «Мертвые души» в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?


Перед тем как открыть читателю факты из биографии Павла Ивановича Чичикова, героя поэмы «Мертвые души», Н.В. Гоголь вставляет в повествование следующее высказывание: «Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!». Здесь видно авторское отношение к Чичикову. Действительно, Чичиков умеет приспосабливаться к различным ситуациям, идя к своим целям с помощью безнравственных методов. Он занимается покупкой душ умерших крестьян, что не соответствует нормам морали и является незаконным. Почему же писатель в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

Делая своего героя носителем многих пороков, Н.В. Гоголь демонстрирует ужасающую российскую действительность. Так называемыми «мертвыми душами» являются не столько умершие крестьяне, сколько помещики и чиновники, не имеющие никакого представления о нравственности. Автор демонстрирует, что в современной ему России все было настолько плохо, что даже центральный персонаж является «подлецом». Реальность такова, что добродетели нет вовсе, что в обществе царствует «зло». Чичиков не противопоставлен отрицательным персонажам, он оказывается в числе безнравственных людей. Духовное «омертвеление» – это основная проблема поэмы. Безнравственность рождает безнравственность: помещики бы не продавали души умерших крестьян, если на это не было бы спроса.


Без Чичикова, который совершает ужасные вещи, покупая души умерших крестьян, автору бы не удалось продемонстрировать порочность помещиков и чиновников. Как бы они показали свои истинные сущности в общении с положительным персонажем и показали бы вообще?

Наделяя помещиков определенными чертами, Н.В. Гоголь демонстрирует, что Чичиков во многом схож с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным, которые отличаются друг от друга лишь степенью «омертвления» души. Фактически Чичиков также находится в процессе «омертвления» души. Автор выражает мысль о том, что развитие пороков зависит от влияния социума: Чичиков с самого детства взращивает в себе безнравственность из-за отцовского наказа «копить копейку» и из-за того, что он не видел другой жизни, поскольку его всегда окружали безнравственные люди. Н.В. Гоголь хочет сказать, что процесс «омертвления» души не мгновенен, он происходит постепенно, под воздействием общественных факторов. Чичиков рано или поздно может стать подобным Плюшкину. И автор выражает следующую мысль: станет ли Чичиков таким же, как Плюшкин, или изменится к лучшему, зависит от общественного развития.

В замысле Н.В. Гоголя было не только продемонстрировать порочность современного ему общества, но и изобразить путь нравственного возрождения России. Поэтому и важен образ «подлеца», так как не «подлецу» не нужно возрождаться. Именно на примере Чичикова-«подлеца» писатель планировал изобразить путь нравственного исправления. Высказывая мысль о том, что даже Чичиков может измениться к лучшему, автор выражает надежду на возможность нравственного возрождения России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (по поэме Гоголя «Мёртвые души»)
  • Почему гоголевский герой-повествователь так часто «прерывает» повествование своими размышлениями? (по поэме Гоголя «Мертвые души»)
  • Как образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» помогают понять идею произведения?
  • Какую роль в поэме Гоголя «Мёртвые души» играют портретные описания?