Почему гоголевский герой-повествователь так часто «прерывает» повествование своими размышлениями? (по поэме Гоголя «Мертвые души»)


В гоголевской поэме «Мертвые души» наблюдается большое количество лирических отступлений. Сюжетная линия, связанная со своеобразными авантюрами центрального персонажа Чичикова, нередко «прерывается» размышлениями относительно различных явлений действительности, которые порой даже не связаны с сюжетом. Почему же гоголевский герой-повествователь так часто «прерывает» повествование своими размышлениями?

Н.В. Гоголь хотел не просто «с одного боку показать всю Россию», что выражено в эпическом начале поэмы, но и поднять важные и актуальные проблемы современного ему общества. Именно с помощью лирических отступлений можно было реализовать вторую цель. Сменяя эпическое повествование лирическим, писатель обращает читательское внимание на важные для идеи всего произведения вопросы и проблемы.

Автор не только демонстрирует поступки персонажей, но и выражает собственное отношение к ним, высказывается относительно внутренних качеств героев, размышляет о типичности образов, давая им определенные характеристики и оценки.


Но лирические отступления помогают Н.В. Гоголю выражать собственное мнение относительно не только персонажей, но и различных явлений окружающей действительности. Писатель размышляет о жизни и смерти, о будущем России, о писательской деятельности и о многих других вещах и явлениях. В поэме непрерывно звучит явный голос автора. Лирические отступления помогают автору отходить от одной темы, чтобы перейти к совершенно другим рассуждениям, которые не менее важны для него. Н.В. Гоголь не ограничивает себя определенными проблемами и вопросами, сюжет никак не сковывает его. В распоряжении автора вся жизнь, которую можно описывать с разных сторон. В поэме присутствуют авторские наблюдения о «толстых» и «тонких», о том, какие человеческие характеры изображать писателю легче, о различных оттенках обращения, о господах большой и средней руки, о «замашистом, бойком русском слове», об утраченной молодости и «бесчеловечной» старости, о двух писательских типах, о дороге и будущем России. Автор поэмы рассуждает на философские, гражданские, бытовые и литературные темы, что говорит о разносторонности поэмы.

Лирические отступления расширяют не только проблематику поэмы, но и художественное пространство. В центре внимания оказывается не столько Чичиков и те, с кем он контактирует, сколько вся Россия. Рассуждения автора касаются не только главных, второстепенных и внесценических персонажей, но и всех представителей общества того времени.

В соответствии с эпическим началом автор изображает порочное общество. Представители народа и вся Россия в целом представлены не с лучшей стороны, даже ужасающе. В лирических отступлениях рассуждая о красоте русской природе, о дороге и «птице-тройке», Н.В. Гоголь выражает свое неравнодушие к российскому обществу. Появляющийся в повествовании образ дороги, символизирующий путь воскрешения, демонстрирует патриотизм писателя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (по поэме Гоголя «Мёртвые души»)
  • Почему автор поэмы «Мертвые души» в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?
  • Как образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» помогают понять идею произведения?
  • Какую роль в поэме Гоголя «Мёртвые души» играют портретные описания?