Почему односельчане не осознают праведничества Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)


Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» завершается следующими словами: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Автор показывает, что недолгое время живущий с Матреной Игнатьич, от лица которого ведется повествование, смог осознать, что Матрена является праведником. Но почему односельчане, которые жили с главной героиней бок о бок почти всю свою жизнь, так и не осознали ее праведничества?

Матрена выделялась на фоне других деревенских жителей. Она всегда была открыта для окружающего мира. Главная героиня всегда помогала родственникам и соседям, потому что по-другому жить не умела. В отличие от односельчан, которые совершали те или иные поступки только ради собственной выгоды, Матрена была искренна в своей помощи людям, она не имела никаких корыстных целей. В то время как состоявшие в колхозе женщины «уж очень упорно отнекивались», Матрена отправлялась работать, хотя в колхозе уже не числилась. Несмотря на болезни, она помогала соседям в хозяйстве, несмотря на отсутствие пенсии, она не озлобилась на государство.

Автор показывает, что Матрена была непохожа на окружающих людей еще с молодости: в то время как ее муж Ефим «любил одеваться культурно», Матрена – «кое-как, все по-деревенски». А.И. Солженицын показывает, что главная героиня не придавала значения внешней красоте, так как развивала красоту внутреннюю.


Игнатьич рассуждал о Матрене после ее смерти так: «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Именно «уродами» и «злодеями» являлись односельчане Матрены, поэтому-то они и не смогли понять доброту главной героини, ее искреннее самопожертвование. Их жизнь была наполнена накопительством вещей, которые они «потом берегли больше своей жизни», они всегда думали об имуществе, поэтому даже в день похорон пытались получить большую часть имущества Матрены.

Плач сестер у гроба главной героини был неискренним, показным. Фаддей после гибели женщины, которую он когда-то любил, и собственного сына вместо скорби «обвозил остатки горницы к себе во двор» и думал о том, как бы забрать себе дом Матрены. Он даже не задумывался о том, что перевозка горницы могла обернуться трагедией для сотен людей. Даже близкая подруга главной героини, со слезами на глазах рассказав о гибели Матрены, не забыла об обещанной ей вязаночке.

Автор показывает, что окружающие Матрену люди думали только о материальных ценностях, любовь, дружба, семья не интересовали их. Односельчане всегда думали только о собственной выгоде, не понимая, что можно искренне переживать за судьбы других людей, как это делала при жизни Матрена. Жители деревни обращали внимание на внешний облик, внутренне никак не преображаясь. Они всегда претворялись, надевали маски «правильности», не имея ничего живого в своей душе. Причиной неосознания праведничества Матрены окружающими людьми становится их бездушие, которое не давало им понять простоту и доброту главной героини.

Таким образом, праведничество Матрены, которая всегда была искренна, которая была равнодушна к материальным ценностям и внешнему облику, которая была богата духовно, не смогли понять односельчане по той причине, что они были эгоистичными, мелочными и лицемерными людьми, внутри которых была пустота.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова нравственная проблематика рассказа Солженицына «Матренин двор»?
  • В чем, по-вашему, суть взаимоотношений человека и власти? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
  • В чем, по-вашему, смысл выражения «жить не по лжи» (по рассказу Солженицына «Матренин двор»)
  • Каковы причины трудной жизни русской крестьянки Матрёны? (по рассказу Солженицына «Матрёнин двор»)