Почему основное действие пьесы Горького «На дне» разворачивается в городской ночлежке?


Местом действия в пьесе М. Горького «На дне» является городская ночлежка. Почему же автор помещает героев именно в это место?

Костылевской ночлежке в пьесе дается следующее описание: «Подвал, похожий на пещеру». Фактически люди, живущие в подвале, находятся ниже земли, следовательно, образно они действительно существуют на «дне». То, что большинство героев пьесы духовно упали и находятся на социальном дне, подчеркивается автором нахождением в подвале. М. Горький показывает, что его персонажи опустились на самое дно как буквально, так и физически. Пьяницы, тюремщики, убийцы, воры, картежники, шулеры, безработные не могли существовать не в ночлежке, а в каком-то красивом месте, освещенном светом; темное и сырое место – это единственное, что могли себе позволить нищие и обездоленные. Сатин, Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб, Татарин и Лука – все они имеют разные судьбы, но всех их объединяет одна крыша над головой.


Ночлежка становится не фоном действия, а символом. Образ ночлежки заставляет появляться в сознании читателей многочисленные ассоциации. Ночлежка-подвал символизирует ужасающие условия, в которых оказываются многие герои пьесы: нищета, голод, жестокость, отсутствие работы. У персонажей нет собственного дома, ночлежка – это единственный приют людей «дна», поэтому образ ночлежки становится символом бесприютности и бездомности. Причем речь идет не только о физической бездомности, но и о нравственной дисгармонии.

М. Горький подчеркивает, что в ночлежку не проникает большое количество света. Даже весной в обитель людей «дна» пробивается только тусклый луч. И если даже весной, которую принято считать временем возрождения, для ночлежников нет света, значит, они лишены его навсегда. Автор демонстрирует, что у героев пьесы нет шанса на возрождение. Точнее, они ничего не делают для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Даже Клещ, который хотел выбраться из ночлежки, опускает руки и мирится с тем положением, в котором он оказался. В финале произведения показано, что никто из персонажей не выбирается со «дна», что большинство из них так и остаются в ночлежке, кроме Актера, который покончил жизнь самоубийством, Васьки Пепла, который отправился в тюрьму из-за случайного убийства Костылева, Наташи, которая попала в больницу после того, как ее облила кипятком сестра Василиса, и Луки, который покинул ночлежку, но, вероятнее всего, будет перемещаться по точно таким же сырым и холодным подвалам. Автор показывает, что Лука дает ночлежникам наставления изменить собственную жизнь, но сам находится в ночлежке, на «дне» жизни, откуда выбраться практически невозможно.

Образ ночлежки важен в идейно-смысловом содержании пьесы и по другим причинам. Автор демонстрирует социальное деление: есть не только те, кто живет в ночлежке, но и те, кто владеет и управляет ей. В произведении люди «дна» противопоставлены так называемым «хозяевам жизни», которые чувствуют превосходство над первыми и ощущают свою безнаказанность, совершая различные преступления и безнравственные поступки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём заключается своеобразие финального звучания пьесы Горького «На дне»?
  • Что предопределило трагизм финала пьесы Горького «На дне»?
  • В чём сходство и различие женских судеб в пьесе Горького «На дне»?
  • «Есть - люди, а есть - и человеки...» (по пьесе Горького «На дне»)