Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе Горького «На дне»)


В пьесе М. Горького «На дне» важное место занимает образ Луки, который поддерживал «ложь во имя спасения». Несмотря на то что Сатин выступал за правду, после ухода Луки из ночлежки он начал защищать его в споре с ночлежниками. Почему же так происходит?

М. Горький демонстрирует, что между Сатиным и Лукой, мировоззрения которых, казалось бы, полностью противоположны друг другу, есть что-то общее. И Лука, и Сатин считали, что в центре мироздания находится человек. Это подтверждает деятельность Луки, который хотел помочь ночлежникам, проявляя неравнодушие по отношению к ним. Сатин же утверждает: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!». Он убежден: «Все – в человеке, все для человека!». Уже после ухода Луки из ночлежки Сатин, споря с другими ночлежниками, высказал следующую мысль: «Человек – вот правда». Сатин защищает Луку, объясняя это тем, что он был единственным из жителей ночлежки, кто понял данную истину: «Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи…». Автор показывает, что Сатин защищает Луку, поскольку уважает его за человеколюбие.


М. Горький показывает, что сформулировать собственную позицию Сатину помогло то, что в ночлежке появился странник Лука, который обманывал ночлежников, пытаясь дать им надежду на лучшее. Лука подтолкнул Сатина к философским размышлениям. Сатин утверждал: «Он – умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...».

Сатин, считающий, что человека нужно не жалеть, а уважать, не мог равнодушно отнестись к словам Луки, который считал, что «всякого человека и уважать надо». Сатин увидел точки соприкосновения своего мировоззрения с точкой зрения Луки, и это заставило его посмотреть на позицию Луки с разных сторон. Читатель понимает, что знакомство Сатина с Лукой не пройдет для него даром. С какими-то мнениями странника он будет не соглашаться, какие-то он, наоборот, поддержит, но то, что Сатин будет вступать в своеобразный спор с Лукой даже после его ухода, очевидно. И защита старика перед другими ночлежниками связана с подсознательной благодарностью за те философские размышления, к которым пришел Сатин.

Размышления Сатина уже после ухода Луки из ночлежки указывают на то, что Сатин не определился со своей позицией, его поведение и речи весьма неоднозначны. Сатин, выступающий за правду, уже говорит о том, что правда может помочь только духовно сильным людям, а тем, кто «слаб душой» и «живет чужими соками», поможет только «утешительная» и «примиряющая» ложь, которая «поддерживает» людей или «прикрывает» их. Сатин утверждает, что он понял мотивы обманывающего ночлежников Луки – «жалость к ближнему», и теперь он не отрицает «ложь во имя спасение», отмечая, что она необходима слабым духом людям. Если Бубнов, также выступающий за правду, не понимает, зачем Лука обманывал жителей ночлежки, то Сатин задумывается над этим. А. В. Луначарский писал так: «Между Лукой и Сатиным нет существенной разницы». Может быть, поэтому Сатин и стал защищать Луку после его ухода.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему к финалу пьесы сближаются жизненные позиции Луки и Сатина? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Сатин - герой–идеолог или герой–резонёр? (по пьесе Горького «На дне»)
  • В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина: «Человек – вот правда!»? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых? (по пьесе Горького «На дне»)