Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)


Сюжетным двигателем романа «Преступление и наказание», написанного Ф.М. Достоевским, можно назвать теорию центрального персонажа. Именно она толкает Родиона Раскольникова на совершение преступления, именно она заставляет о многом задуматься уже после совершения преступления. Почему же теория Раскольникова привела героя к духовному кризису?

Угнетающая окружающая обстановка стала причиной зарождения теории, согласно которой все люди разделяются на «тварей дрожащих», которые выступают как «строительный материал», и на «право имеющих», которые ради общего благополучия могут пойти даже на преступления. Родион Раскольников утверждал, что те, кто способен «сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, – более или менее, разумеется». Главный герой, «авторитетом» которого был Наполеон, считал себя «особенным человеком». Раскольников, уже позже признаваясь в желании «Наполеоном сделаться», решил доказать, что он относится к разряду «право имеющих».


Когда же Родион Раскольников проверил свою теорию, совершив убийство старухи-процентщицы, а заодно с ней – и беременной сестры Лизаветы, он осознал, что ошибался в определении разряда, к которому он принадлежит на самом деле. Главный герой приходит к такому выводу: «Я такая же точно вошь, как и все!». После преступления Родион заболевает, он постоянно терзает себя разнообразными размышлениями. Внутренние мучения после совершения преступления – это основная часть всего романа. Главный герой понимает: если бы он был «особенным человеком», то не стал бы даже думать о том, что он совершил, потому что «право имеющие» могут «перешагнуть через кровь», не задумываясь о «строительном материале». Раскольников понял, что, убив «гадкую старушонку», он не принес никому пользы. Раскольникову снится сон, где он вновь идет убивать старуху-процентщицу, которая смеется над ним и, несмотря на его усилия, остается в живых. Он приходит к выводу, что он «себя убил, а не старушонку». Главный герой начинает сравнивать себя с «авторитетом» Наполеоном, задаваться вопросом, стал ли тот «лезть под кровать к «старушонке»», после чего приходит к осознанию того, что он «не Наполеон». Ф.М. Достоевский демонстрирует, что к духовному кризису Раскольникова приводит осознание того, что он «тварь дрожащая», а не «право имеющий».

Только после признания в преступлении, когда Раскольников уже находился на каторге, он начал осознавать несостоятельность своей теории. Символичен последний сон главного героя: спастись от «страшной, неслыханной и невиданной моровой язвы», возникшей из-за появившихся «трихинов», могли только «чистые и избранные», которых «никто и нигде не видал». Ф.М. Достоевский показывает, что Раскольников начал понимать, что не существует никаких «право имеющих», что он заблуждался.

В романе показано: если сначала главный герой переживал по поводу того, что он оказался не «особенным человеком», а «вошью», то после он понял, что его теория полностью ошибочна.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Кто победил в идейном и нравственном споре: Раскольников или Соня? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Какова роль семьи в формировании личности Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Как в романе Достоевского «Преступление и наказание» утверждается мысль о ценности человеческой жизни?