Почему у Базарова не нашлось других «последователей», кроме Ситникова и Кукшиной? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)


В финале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» продемонстрирована смерть центрального персонажа Евгения Базарова, нигилистическим идеям которого автор уделяет особое внимание. Среди «последователей» главного героя остаются лишь Ситников и Кукшина. Почему же у Базарова не нашлось других «последователей»?

В начале повествования показано, что Аркадий Кирсанов относился к Базарову как к наставнику, учителю. Однако автор обращает внимание на то, что Аркадий повторял манеру поведения Базарова и высказывал в беседах с отцом и дядей мысли Евгения, при этом не понимая истинной сущности базаровского нигилизма. То учение, которое идеализирует Аркадий, не соответствует его жизненным позициям. Со временем Кирсанов-младший понимает, что он не может отрицать все, поскольку он ценит природу, красоту, искусство и любовь. Став честным с самим собой, Аркадий сошел с того пути, на котором оказался совершенно случайно, находясь под влиянием сильной личности Базарова. Показывая изменения, произошедшие с Аркадием Кирсановым, И.С. Тургенев указывает на то, что нигилистические идеи невозможно реализовать в действительности.


В несостоятельности положений нигилизма убеждает и сам Евгений Базаров. Отрицавший любовь в «смысле романтическом», главный герой в итоге чувствует к Анне Одинцовой любовь как высокое романтическое чувство. Долгое время Базаров пытается противиться появившимся чувствам, но все попытки оказываются тщетными. Испытание любовью появляется в повествовании неслучайно: И.С. Тургеневу было важно продемонстрировать развенчание нигилистической теории.

С помощью образов Аркадия Кирсанова и самого Евгения Базарова автор выражает мысль о том, что нигилизм, столкнувшись с реальной действительностью, терпит поражение. Поэтому неудивительно, что в обществе не остается умных и образованных людей, поддерживающих нигилистические идеи. Образы Ситникова и Кукшиной раскрываются с помощью сатирических приемов. Это два «псевдонигилиста», которые приходят к этому учению совершенно случайно, даже не пытаясь разобраться в нем. И.С. Тургенев показывает, что нигилистами продолжают себя называть и считать только те, кто подался этому течению вследствие моды на него. Когда же мода уйдет, Ситников и Кукшина перестанут называть себя нигилистами, и нигилизм перестанет существовать в России как фактически, так и формально. Таким образом, оставляя «последователями» Базарова лишь Ситникова и Кукшину, автор вновь подчеркивает несостоятельность нигилистических идей, их оторванность от реальной жизни.

Несмотря на то что писатель не поддерживал нигилистические взгляды Базарова, он ценил в нем силу и твердость характера, стремление к общественным изменениям к лучшему. И образы «псевдонигилистов» Ситникова и Кукшиной помогают автору подчеркнуть положительные черты Базарова. В одном из писем И.С. Тургенев пишет: «Если он <Базаров> называется нигилистом, то надо читать: революционером». Автор осознавал, что время Базаровых еще не пришло. Он утверждал, что Базаров – личность, «обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». В финале романа показано, что прогрессист Евгений Базаров умирает, а остаются невежественные люди, подобные Ситникову и Кукшиной, которые никогда не смогут привести общество к лучшему.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем истинная причина взаимной неприязни, возникшей между Базаровым и Павлом Кирсановым в романе Тургенева «Отцы и дети»?
  • Кто из героев романа Тургенева «Отцы и дети» кажется вам наиболее привлекательным и почему?
  • Что заставляет Вас усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)