Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)


Сюжетной основой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является побег главного героя из монастыря. Лишенный воли при жизни в монастыре-«тюрьме» Мцыри, оказавшись вне монастырских стен, получает свободу, к которой он долгие годы стремился. Но, вкусив свободы, Мцыри должен умереть. Почему же так происходит?

Мцыри, исповедуясь перед монахом, называет себя так: «душой дитя, судьбой монах». Мцыри утверждает, что у него, рожденного среди вольнолюбивых горцев, была «жажда борьбы и крови», однако его «рука судьбы вела иным путем»: забросила в монастырь, где ему приходилось жить тихой и спокойной жизнью, которая ему не приносила никакого удовольствия. Уже тогда, когда Мцыри вновь оказался в монастыре после трехдневных скитаний, он признался: «Тщетно спорил я с судьбой: // Она смеялась надо мной!». В поэме неслучайно помещается образ судьбы. Автор хочет показать, что Мцыри вступил в конфликт с самой судьбой, что он пошел против нее. За протест против судьбы Мцыри и был наказан: после трехдневных скитаний, которые его обессилели, он вновь оказался у монастыря-«тюрьмы», из-за чего Мцыри и вовсе потерял надежду на свободную жизнь; все это приводит к тому, что Мцыри находится в предсмертном состоянии. М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что Мцыри должен был умереть после того, как вкусил свободу, с одной стороны, из-за того, что он пошел против собственной судьбы.


С другой стороны, смерть Мцыри после вкушения свободы связана с невозможностью жить в монастыре после побега. Если бы Мцыри не сбежал из монастыря, он бы не узнал вкус свободы, следовательно, ему было бы проще мириться с мучительным существованием в монастыре. Но уже вкусивший свободу Мцыри не мог мириться с прежним существованием. Вновь вернувшись в свою «тюрьму», Мцыри понимал, что не сможет жить так, как жил прежде. Узнав, что такое свобода, он не мог вернуться к несвободе. Если Мцыри и раньше тяготило его существование в монастыре, то после того, как он почувствовал волю, монастырское существование тяготило бы его еще больше. Жизнь, предназначенная ему судьбой, воспринималась бы еще мучительнее и болезненней. По этой причине Мцыри даже не старался побороть то болезненное состояние, в котором он находился после трехдневных скитаний. Он готовился к смерти и ждал ее, так как для него смерть была лучше несвободного и, следовательно, несчастного существования.

Для Мцыри, который после трех дней вольной жизни вновь оказался в монастыре, смерть была своеобразным спасением. Прожив свои последние дни свободно, Мцыри умирает счастливым; если бы автор оставил своего героя в живых, то умер бы Мцыри несчастным, так как все его последующее существование и его последние дни проходили бы в ненавистном ему монастыре. Для Мцыри смерть после счастливых дней лучше, чем долгая, но несчастная жизнь.

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что человек, главной жизненной ценностью которого является свобода, не может жить в несвободе, что он погибает, когда не имеет возможности жить вольно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Традиции романтизма в поэме Лермонтова «Мцыри»
  • Какую роль в поэме Лермонтова «Мцыри» играет эпиграф?
  • Как понимает свободу главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри»?
  • Какие чувства вызывает у Вас исповедь главного героя поэмы Лермонтова «Мцыри»?