Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака


В лирических произведениях Б.Л. Пастернака часто звучит ответ на вопрос «Как взаимосвязаны поэт и окружающий мир?».

В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» показано, что февральская атмосфера заставляет лирического героя-поэта «плакать» и «писать навзрыд». «Грохочущая слякоть», которая «весною черною горит», «ливень», который «еще шумней чернил и слез», «тысячи грачей», которые, как «обугленные груши», с деревьев «сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей», чернеющие «проталины», «ветер», который «криками изрыт» – все это вдохновляет поэта, становится предметом изображения. Б.Л. Пастернак указывает на то, что окружающий мир настолько интересен лирическому герою-поэту, что он отображает его в своих стихотворениях.

В лирическом произведении «Во всем мне хочется дойти» показано авторское понимание поэтического предназначения: «во всем» «дойти до самой сути», «все время схватывать нить // судеб, событий, // жить, думать, чувствовать, любить, // свершать открытья». Автор выражает мысль о том, что предметом поэтического изображения являются жизнь и окружающая действительность. Поэт стремится писать «о беззаконьях, о грехах, // бегах, погонях, // нечаянностях впопыхах, // локтях, ладонях». Лирический герой признается, что он хочет «внести» в свои стихотворения «дыханье роз, // дыханье мяты, // луга, осоку, сенокос, // грозы раскаты».


В стихотворении «Определение поэзии» предметами описания являются следующие явления: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист», «двух соловьем поединок», «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках», «Figaro», которое «с пультов и с флейт» «низвергается градом на грядку», «звезды», «садок», «небосвод», который «завалился ольхою», «вселенная». Б.Л. Пастернак, способный видеть красоту природы, описывает то, что его окружает в повседневной жизни. Окружающий мир является источником поэтического вдохновения.

В стихотворении «Снег идет» через пейзажные картины демонстрируется быстротечность времени. Идущий снег, падение которого не зависит от человека, сравнивается с идущим временем, которое нельзя остановить. Через описания обыденных явлений подчеркивается незаметность быстротечности времени: «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год». Связь окружающей действительности с поэзией наблюдается в следующих строках: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет, // Или как слова в поэме?». Данное стихотворение показывает, что Б.Л. Пастернак используется образы окружающего мира для раскрытия философских проблем.

Таким образом, Б.Л. Пастернак в своих стихотворениях продемонстрировал неразрывную связь поэта с окружающим миром: обыденные явления, которые видит автор, становятся предметом изображения, через явления окружающей действительности поэт передает собственное мироощущение и настроение, а также поднимает философские вопросы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Судьбы скрещения» в лирике Пастернака
  • Творчество как «вечная тема» в лирике Пастернака
  • В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
  • Тема поэтического вдохновения в творчестве Пастернака
  • Как в поэзии Пастернака раскрывается мысль об «очеловеченности» природы?
  • В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?