Портрет как средство создания образа героя в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей широко используется такое средство создания образа героя, как портрет. К таким произведениям можно отнести роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В лермонтовском романе особое внимание уделяется портретной характеристике, которую дает центральному персонажу Григорию Александровичу Печорину рассказчик. Упоминаются следующие характеристики: средний рост; стройный, тонкий стан; широкие плечи; худые, бледные пальцы; бледный, благородный лоб; морщины на лбу; белокурые, вьющиеся от природы волосы; черные усы и брови; вздернутый нос; зубы ослепительной белизны; карие глаза. М.Ю. Лермонтову, отмечавшему данные внешние детали, было важно представить внешний облик Печорина в сознании читателя.

Но помимо таких общий внешних характеристик, рассказчик отмечает, что у Печорина была «небрежная и ленивая» походка, что, как оценил рассказчик, является «верным признаком некоторой скрытности характера». Также рассказчик обратил внимание на то, что глаза у Печорина «не смеялись, когда он смеялся», что, как сделал вывод рассказчик, является признаком «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Как видно после прочтения всего романа, сделанные рассказчиком выводы, основанные на внешности Печорина, соответствуют действительности.


Рассказчик также дает Печорину очень важную характеристику: «Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским». Данная характеристика оказывается в повествовании неслучайно, так как в романе описываются любовные взаимоотношения Печорина с несколькими женщинами, влюбленность которых объясняется, помимо прочего, его внешним обликом.

Прием портретной характеристики использует и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Автор неслучайно особое внимание уделяет описанию внешности Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, это становится еще одним приемом противопоставления представителя «детей» и представителя «отцов». Павел Петрович с молодости заботится о своей внешности, о которой Базаров особо не заботится. Если Кирсанов был одет «красиво, изящно», то Базаров носил «староватый фрак» и «старую круглую шляпу». Это подчеркивает принадлежность Павла Петровича к аристократическому обществу, которое осуждалось Базаровым, считавшего, что аристократия тормозит общественное развитие. На принадлежность Кирсанова к аристократическому обществу указывает и такая важная деталь: «красивая рука с длинными розовыми ногтями, рука, казавшаяся еще красивей от снежной белизны рукавчика...». Ей противопоставлена базаровская «обнаженная красная рука», которая, как подчеркивает автор, знает труд. И.С. Тургенев, используя образные детали при описании внешнего вида Кирсанова и Базарова, подчеркивает, что они различаются не только мировоззрением, но и даже наружно.

Таким образом, М.Ю. Лермонтов и И.С. Тургенев уделяют особое внимание портретным характеристикам персонажей, через образные детали подчеркивая внутренние черты Печорина или Базарова и Кирсанова, их мировоззренческие представления, поведение и образ жизни. В отличие от многих других произведений, где портреты являются лишь способом продемонстрировать внешность персонажей, в «Герое нашего времени» и в «Отцах и детях» портреты выполняют важную функцию, раскрывая образы отдельных персонажей или их взаимоотношения друг с другом. В этих произведениях портретные характеристики бросаются читателю в глаза, поскольку в них отражается внутренний мир героев.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Интерьер как средство создания образа героя в русской литературе
  • История России в русской литературе
  • Петербург в русской литературе
  • Письма героев в русской литературе