Прием художественного преувеличения в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина (по сказкам «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь» и др.)


М.Е. Салтыков-Щедрин, известный своими сатирическими произведениями, часто использовал прием художественного преувеличения. Рассмотрим реализацию данного приема в сказках «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь».

В сказке «Дикий помещик» гиперболизированным и даже гротескным является образ центрального персонажа – помещика Урус-Кучум-Кильдибаева, который, живя в одиночестве без крестьян, становится похожим на медведя: он начинает ползать на четвереньках, на его теле вырастает шерсть, он принимается охотиться на зайцев и есть их. Помещик разучился разговаривать и даже понимать человеческий язык. Урус-Кучум-Кильдибаев настолько озверел, что даже чуть не «задрал» капитан-исправника. Само событие, с которого началось одичание главного героя, – исчезновение всех крестьян с его земель – тоже является преувеличением. Использование приема художественного преувеличения связано с авторским желанием выразить важную мысль: без крестьян жизнь помещиков бы изменилась в худшую сторону. С помощью гиперболы и гротеска М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует, что может произойти с человеком, если он будет существовать отдельно от социума: он одичает, потеряет возможность развиваться, станет деградировать.


В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» гиперболизирована сама ситуация, которая произошла с двумя генералами: они внезапно оказываются на необитаемом острове. Герои не могут найти себе еду и приготовить ужин, учитывая то, что на острове были большие запасы еды. Чтобы утолить свой голод, генералы даже начинают набрасываться друг на друга. С помощью данных преувеличений М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует беспомощность генералов, не знающих, что такое труд, и привыкших к тому, что за них все делают другие люди. Гиперболизировано и гротескно представлен и образ мужика, который выполняет все прихоти генералов. Крестьянин даже самостоятельно изготавливает веревку, с помощью которой его привязывают к дереву, чтобы он не сбежал. С помощью такого преувеличения автор демонстрирует рабскую покорность крестьянства, которое привыкло услуживать и находиться в положении раба.

В сказке «Премудрый пискарь» показано, что пискарь, боявшись за свою жизнь, все свое существование провел в норе, где умещался только он один. Премудрый пискарь, боясь потерять свою драгоценную жизнь, днем «сидел и дрожал», а выходил есть только по ночам. У пискаря не было ни жены, ни детей, ни родных, ни близких, ни друзей. Премудрому пискарю дается такая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Автор демонстрирует, что премудрый пискарь «все дрожал, все дрожал» на протяжении 100 лет. Только перед смертью он понял, что его жизнь была бесполезной, что после себя он ничего не оставит, что о нем все обязательно забудут. Премудрому пискарю не удается избавиться от привычного «дрожания», поэтому, дрожа, он и умирает. С помощью приема художественного преувеличения подчеркивается бессмысленность постоянной боязни за собственную жизнь, свойственной обывателям.

Таким образом, прием художественного преувеличения, использованный в сказках, помогает М.Е. Салтыкову-Щедрину обратить читательское внимание на некоторые аспекты жизни, выразив собственные мысли.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Можно ли утверждать, что добро в сказках Салтыкова-Щедрина побеждает зло, и почему?
  • Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетается «реализм, трезвый и ясный» с «самой необузданной игрой воображения»?
  • Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетаются комическое и трагическое?
  • Авторское отношение к героям в сказках Салтыкова-Щедрина (по одному-двум произведениям)