Проблема человеческого достоинства в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей поднимается проблема человеческого достоинства. К таким произведениям относятся драма А.Н. Островского «Гроза» и комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Всех персонажей в драме А.Н. Островского «Гроза» можно разделить на несколько групп: самодуры, смирившиеся, приспособившиеся и бунтующие.

Самодуры Кабаниха и Дикой, которые, имея эгоистичное начало, привыкли к тому, что все окружающие люди подчиняются им, не имеют человеческого достоинства, так как тот человек, который обладает им, никогда не позволит себе оскорблять и унижать других, он будет знать цену людям как отдельным личностям.

Смирившиеся Тихон, который всю жизнь подчиняется своей матери, и Борис, который услужлив по отношению к Дикому, чтобы получить наследство от бабушки, также не обладают человеческим достоинством, поскольку они привыкли подчиняться самодурам, так как они смирились с существующей общественной и личной несправедливостью, так как они никогда не поднимали бунты и были покорны, словно рабы.

Приспособившиеся Варвара и Кудряш научились получать собственную выгоду от существующей общественной системы, они не борются с ней, а сосуществуют, продолжая давать ей право на существование; сосуществование с ненавистной системой также говорит об отсутствии человеческого достоинства. Им обладает только главная героиня – Катерина. С детства прожившая в гармонии с самой собой и знающая, что такое свобода, Катерина не может мириться с той общественной и личной несправедливостью, с которой ей пришлось столкнуться. Самоубийство Катерины можно рассматривать как бунт против «темного царства», так как человеческое достоинство не позволило ей смириться с общественной несправедливостью или приспособиться к ней, как это сделали все жители Калинова.


Персонажи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», принадлежащей к направлению классицизма, делятся на положительных и отрицательных.

Простаков – яркий пример отсутствия человеческого достоинства, так как он терпит издевательства со стороны жены и пресмыкается перед ней, во всем с ней соглашаясь и не имея собственного мнения.

Госпожа Простакова деспотична по отношению к слугам, к учителям и даже к собственному мужу. Она не обладает человеческим достоинством сама, поскольку не умеет видеть значение отдельного человека.

Берущий пример с матери Митрофанушка также не обладает человеческим достоинством, так как он жесток в отношении к учителям, к Еремеевне и даже к отцу и к матери, которая безумно его любит.

Д.И. Фонвизин показывает, что ни один отрицательный персонаж не обладает человеческим достоинством. Им обладают только положительные персонажи: Стародум, Правдин, Софья, Милон. В отличие от отрицательных персонажей, которые превыше всего ставят собственные интересы и материальные ценности, они в первую очередь внимательны по отношению к человеку. Положительные персонажи уважают добрых и нравственных людей, несмотря на их положение в обществе или материальный достаток.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» и комедии «Недоросль» раскрываются одинаково, хоть в произведениях все персонажи делятся на группы по-разному. Все те персонажи, которые организуют общественную несправедливость, поддерживают ее или мирятся с ней, не обладают человеческим достоинством. Все нравственно чистые герои, которые борются с ужасными общественными принципами, обладают человеческим достоинством, поскольку они знают цену не только себе, но и окружающим их людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема духовного обнищания общества в русской литературе
  • Мотив бесчеловечности войны в русской литературе
  • Картины военного времени в русской литературе
  • Тема социальной несправедливости в русской литературе