Проблема нравственного выбора в «Песне про... купца Калашникова» Лермонтова


В лермонтовской «Песне про … купца Калашникова» поднимается проблема нравственного выбора. Почти все персонажи оказываются перед нравственным выбором.

Опричник Кирибеевич влюбляется в замужнюю Алену Дмитриевну. Вместо того чтобы не позорить девушку, в которую он был влюблен, и не порочить ее честь и достоинство, Кирибеевич выбирает свидание с ней. М.Ю. Лермонтов показывает, что выбор опричника свидетельствует об отсутствии истинной любви, поскольку человек никогда не будет причинять боль и неприятности тому, кого по-настоящему любит. Кроме того, Кирибеевич обманывает царя по поводу своей возлюбленной, что также является результатом нравственного выбора. Автор осуждает Кирибеевича за совершенные им поступки.

Перед своеобразным нравственным выбором оказывается и Алена Дмитриевна. Ухаживания лучшего опричника царя могли польстить девушке, однако М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Алена Дмитриевна – нравственно чистая девушка, которая ценит семейные нравы и традиции.


Узнавший о произошедшем купец Калашников также стоит перед нравственным выбором: защитить честь своей жены и всей семьи или оставить царского опричника безнаказанным. Степан Парамонович выбирает первый вариант. Он смело выходит на кулачный бой против опричника Кирибеевича, сделать так, чтобы тот понес наказание, для него становится делом чести. Уже отправляясь на бой с Кирибеевичем, Калашников понимал, что в случае победы его ждет смерть, автор показывает, что герой предпочитает смерть позору.

Убивший опричника купец Калашников, отказавшись говорить Ивану Васильевичу, случайно или преднамеренно он убил Кирибеевича, фактически не дает Ивану Грозному выбора. Вероятнее всего, если бы царь узнал всю правду, он бы помиловал купца Калашникова. Однако, не зная правды, он наказывает победителя кулачного боя и приговаривает его к казни, несмотря на то, что перед началом кулачного боя он обещал наградить победителя.

Отказ Степана Парамоновича рассказывать о причинах конфликта с Кирибеевичем – тоже результат нравственного выбора. Желая защитить жену от позора, он не мог рассказать Ивану Грозному и всем собравшимся о том, что сделал опричник, поскольку он бы распространил ту информацию, от которой пытался защитить жену и семью. Купец Калашников мог сохранить себе жизнь, однако честь семьи была бы запятнана, и тогда наказание Кирибеевича было бы напрасным. Отказываясь сказать о причинах убийства врага, купец Калашников осознанно идет на гибель.

И Кирибеевич, и Калашников, и его жена, и Иван Васильевич фактически сразу принимают решения. Они не находятся в тяжелых думах, не зная, как им поступить. Выборы всех персонажей зависят от их нравственных ценностей и понимания жизни. Фактически имея несколько вариантов действий, герои сразу же выбирают тот, что ближе их душе. М. Ю. Лермонтов показывает, что ни Алена Дмитриевна, ни купец Калашников не могли поступить по-другому, поскольку они ценили свою семью и с уважением и любовью относились друг к другу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в поэме Лермонтова «Песня про ... купца Калашникова» играют архаизмы и историзмы?
  • Роль фольклорных образов в «Песня про ... купца Калашникова» Лермонтова