Проблема положительного героя в современной русской литературе


Многие современные литературоведы и критики отмечают, что в нынешней русской литературе отсутствуют положительные герои. С этим можно частично согласиться, объяснив причины отсутствия положительных героев реализмом. Но частичное согласие связано с тем, что в современной литературе все же можно найти положительных персонажей.

В рассказе Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога» раскрывается образ шестилетнего мальчика, который совершает поступки, слушая то ангела-хранителя, то беса.

Увидев бездомного котенка, мальчик не слушает беса, который предложил мальчику «привязать котенку на хвост консервную банку» или «бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть». Шестилетний мальчик слушает своего ангела-хранителя, который «рисовал волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идет гулять, как собачка, у ноги…». Однако мальчик, проходя мимо дома одинокой бабушки, слушается беса и отправляется «наесться малины и огурцов», не обращая внимания на уговоры ангела-хранителя не становиться вором.


Несмотря на наличие в повествовании элементов фантастики, рассказ весьма реалистичен: показывая, что шестилетний мальчик совершает как хорошие, так и плохие поступки, Л.С. Петрушевская выражает мысль о том, что человек не может быть либо представителем добра, либо представителем зла, поскольку в нем сосуществуют две эти силы. Из этого следует, что в реалистическом произведении почти невозможен исключительно положительный персонаж, у которого нет никаких отрицательных черт.

Однако в современной русской литературе все же можно найти образ положительного персонажа. Так, в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» выделяется образ Юры Малькова. С появлением мальчика на инвалидной коляске с диагнозом ДЦП в коррекционном 7 «Е»-классе начинают меняться к лучшему его одноклассники. Юра Мальков – человек, который всегда мыслит позитивно, несмотря на огромные проблемы со здоровьем. Как бы тяжело ни было герою, он всегда радуется происходящему в его жизни, повествователь отмечает, что его одноклассник «часто и хорошо смеялся и улыбался». Юра не жалуется на свою жизнь, не пытается давить на жалость из-за своего здоровья, он «спокойно относился ко всем своим неудачам», никого не обвиняя в них.

Юра Мальков – умный, трудолюбивый и любящий чтение мальчик, который достигает успехов в учебе и мотивирует своего соседа по парте Пашку Зорина учиться лучше. Мальчик не пьет, не курит и даже не матерится, как это делали многие его сверстники. Юра Мальков не злится на тех детей, которые пародируют его походку на переменах, он владеет важным качеством сильной личности – способностью смеяться над самим собой. Юра был добр по отношению к окружающим людям и учил этой доброте своих одноклассников.

Герой способен к самопожертвованию, особо ярко это проявляется в эпизоде со спасением Стеши, когда Юра, которому врачи запретили ходить из-за появившихся осложнений на сердце, помогает спасти похищенную одноклассницу, из-за чего вскоре погибает. Юра является воплощением нравственной чистоты и невинности, доброты и самопожертвования. В современном мире таких людей не так уж и много, но все же они есть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Заповедь «жить не по лжи» в современной русской литературе
  • Размышления о человеке в современной русской литературе
  • «Человек на земле» в современной русской литературе
  • «Сороковые, роковые» в современной русской литературе