Произведения с кольцевой композицией в русской литературе


Некоторые художественные произведения отечественных авторов отличаются кольцевой композицией, для которой свойственно, что события в произведениях начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, где наблюдаются те же герои и те же образы и детали. Так, кольцевую композицию можно наблюдать в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», в рассказе И.А. Бунина «Цифры» и в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Композиция пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является кольцевой, так как произведение начинается и заканчивается в одном и том же месте с использованием одних и тех же образов. Что в первом действии, что в четвертом действии герои находятся в детской, в которой прошло детство Раневской. Если в первом действии показано, как Раневская возвращается в свое имение, с которым связано ее прошлое, то в четвертом действии показано, как большинство персонажей, включая и Раневскую, уезжают из имения, так как Раневская его лишилась и его новым владельцем стал Лопахин. Раневская отправляется туда, откуда недавно приехала: в Париж. Встреча всех персонажей и прощание друг с другом, описанные в первом и последнем действиях, говорят о кольцевой композиции.

Композиция рассказа И.А. Бунина «Цифры» является кольцевой, так как первая часть перекликается с седьмой частью, дополняя друг друга. В 1-ой части уже говорится о примирении дяди-рассказчика и мальчика Жени, во 2-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой и 6-ой части продемонстрирована вся ситуация, из-за которой Женя и дяди вступили в конфликт, а в 7-ой части показано разрешения конфликта. Первую и последнюю части можно соединить воедино, что будет результатом конфликта между персонажами. Можно сказать, что одна и та же картина прерывается воспоминаниями. Таким образом, первая и последняя части, в которых говорится о примирении дяди и Жени, делают картину наиболее полной.

Композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является кольцевой, так как главный герой в начале повествования находится в монастыре, куда он после трехдневных скитания попадает и в финале произведения.


И А.П. Чехов, и И.А. Бунин, и М.Ю. Лермонтов используют кольцевую композицию не просто так, а с определенными целями.

Кольцевая композиция в «Цифрах» помогает автору обратить читательское внимание на то, что является в произведении самым важным. И.А. Бунин, уже в самом начале говоря о примирении дяди-рассказчика и Жени, подчеркивает, что главное не результат ссоры между персонажами, а внутреннее состояние мальчика Жени, когда ему отказали в занятии с цифрами, и внутреннее состояние дяди, который запомнил ссору с Женей и постоянно думал о ней, приходя к выводу о том, что тогда он поступил неправильно.

Кольцевые композиции «Вишневого сада» и «Мцыри» становятся весьма символичными, даже с помощью композиции выражаются основные мысли авторов.

А.П. Чехову, который показал, что сначала имением, символизирующим всю Россию, владели вернувшиеся Раневская и Гаев, а затем оно перешло в руки Лопахина, было важно продемонстрировать смену людей прошлого на людей настоящего, подчеркнуть неизбежность общественных изменений.

М.Ю. Лермонтов показывает, что Мцыри пытается сбежать из монастыря и вернуться на родину, однако у него ничего не получается и он вновь оказывается в ненавистном монастыре из-за того, что над ним смеялась судьба, с которой он «тщетно спорил». Закольцованность сюжета подчеркивает поражение Мцыри в борьбе с самой судьбой, однако это поражение лишь внешнее, так как Мцыри удалось обрести счастье, хоть и ненадолго, хоть и перед самой смертью. Подчеркивая кольцевой композицией лишь внешнее поражение, автор показывает, что Мцыри на самом деле является победителем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои, попадающие в чуждый дня них мир в русской литературе
  • Герои, испытывающие сомнения в русской литературе
  • Лирические отступления в русской литературе
  • Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе