Противоречие внешней жизни и внутренних устремлений героя в русской литературе


Многие отечественные писатели в своих художественных произведениях демонстрируют противоречие внешней жизни и внутренних устремлений героя. Данная проблема прослеживается в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» и в драме А.Н. Островского «Гроза».

Ярким героем «Войны и мира», внешняя жизнь которого противопоставлена его внутренним устремлениям, является Андрей Николаевич Болконский. В начале повествования данный персонаж представлен читателю как представитель светского общества. Однако, в отличие от других представителей светского общества, которые пользуются всеми существующими благами, Андрей Болконский тяготится своим существованием, так как он понимает, что светское общество духовно пусто и ничтожно. Л.Н. Толстой показывает, что до того момента, пока князь Андрей не отправился на войну, находясь в поисках себя, он был несчастен, так как его желания не соответствовали реальному существованию.

Противоречие внешней жизни и внутренних устремлений в «Чистом понедельнике» показано с помощью образа главной героини. Она была представительницей светского общества, однако внутренне она бунтовала против той жизни, которую ей приходилось вести. Неприязнь к тому обществу, к которому она была причислена, рождала внутреннюю дисгармонию. Она ощущала, что та жизнь, которая у нее есть сейчас, не приносит ей никакого удовлетворения. Гармонию с собой героиня получила только тогда, когда отказалась от светской жизни и ушла в монастырь на послушание, а затем на постриг.


В «Грозе» продемонстрировано, что внешняя жизнь Катерины противопоставлена ее внутренним устремлениям. Героиня привыкла жить свободно, однако после замужества она была вынуждена жить в городе с «жестокими нравами», в семье Кабановых, где ее свобода ограничивалась Кабанихой. Катерина вспоминает свою прежнюю жизнь, где она жила, «словно птичка на воле». Героиня тяготится тем, что она не имеет возможности жить той жизнью, которая у нее была раньше, которая приносила ей счастье.

Особенностью бунинского рассказа является то, что в повествовании почти нет размышлений героини относительно той несчастной жизни, которую ей приходилось вести, на это указывают те кардинальные изменения, которые в итоге принесли ей удовлетворение. В «Войне и мире» и в «Грозе» же демонстрируются рассуждения героев о том, что их не устраивает та жизнь, которую они имеют.

Андрея Болконского и героиню рассказа И.А. Бунина объединяет то, что они, чувствуя себя дисгармонично, живя ненавистной им жизнью, меняют свое существование. Катерина же не имеет возможности изменить свою жизнь, «темное царство» не разрешает ей обрести желаемую свободу. Если в толстовском романе-эпопее и бунинском рассказе выражается мысль о том, что счастливое существование человека зависит от него самого, то в драме А.Н. Островского показано воздействие общества на жизнь отдельного человека: собственного желания изменить свое существование мало, многое зависит от внешних обстоятельств. Если Она разрешает конфликт между внешней жизнью и внутренними устремлениями, когда уходит в монастырь, а Андрей Болконский, который долгое время находится в поисках смысла собственной жизни, все же разрешает подобный конфликт перед смертью, то Катерина так и не обретает желаемую свободу, что толкает ее на самоубийство. Пример Катерины демонстрирует, что судьба человека, который не может разрешить конфликт между внутренними устремлениями и внешней жизнью, по-настоящему трагична, что стать счастливым можно, только разрешив данный конфликт.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ героя-одиночки в русской литературе
  • Образы «книжных» героинь в русской литературе
  • Неоднозначный взгляд автора на героя в русской литературе
  • Герои глазами других персонажей в русской литературе