Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе


Некоторые отечественные писатели композиционно строили свои художественные произведения как «рассказ в рассказе», которому свойственно повествование от лица нескольких рассказчиков. «Рассказ в рассказе» – композиционные принцип рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и главы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Бэла».

Во всех трех случаях наблюдается повествование от первого лица, а также четкое разграничение между рассказчиком и героем. От лица рассказчика ведется полное повествование. Герой же рассказывает определенную историю, поэтому он становится еще одним рассказчиком.

Горьковский рассказ, толстовский рассказ и главу лермонтовского романа объединяет то, что имя рассказчика в повествовании не упоминается. Героем рассказа «Старуха Изергиль» является старуха Изергиль, которая общается с рассказчиком и рассказывает ему две легенды, а также повествует о собственной жизни. Героем рассказа Л.Н. Толстого «После бала» является Иван Васильевич, который рассказывает окружающим «эпизод из своей жизни». Героем главы «Бэла», входящей в состав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», является Максим Максимыч, который, беседуя с рассказчиком, повествует о своем приятеле Григории Печорине.


Истории, которые рассказывают герои данных художественных произведений, все же отличаются друг от друга объектом повествования. Иван Васильевич рассказывает историю, которая произошла лично с ним и которая повлияла на его мировоззрение. Максим Максимыч по существу рассказывает о взаимоотношениях Печорина с Бэлой и другими людьми во время его службы, будучи одновременно свидетелем и участником описываемых событий. Старуха Изергиль как рассказывает о собственной жизни, так и повествует услышанные когда-то легенды о Данко и Ларре.

Во всех трех произведениях именно история героя становится основой сюжета. Центральной частью является повествование от лица героя. Рассказчик становится своеобразным слушателем, а главным повествователем становится герой.

И М. Горький, и Л.Н. Толстой, и М.Ю. Лермонтов используют композицию «рассказа в рассказе» не просто так, а с определенной целью. В «Старухе Изергиль» такая композиция помогает быстро перемещаться из одного времени в другое (Изергиль, уже будучи старухой, вспоминает свою молодость), а также перемещать из мира реального, связанного с историей старухи Изергиль, в мир фантастический, связанный с легендами о Ларре и Данко. Композиционный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» помогает продемонстрировать две эпохи (40-е годы XIX века и конец XIX века), а также разницу в восприятии окружающего мира молодым Иваном Васильевичем, любящим балы и развлечения, и старым Иваном Васильевичем, отказавшимся от службы после увиденной картины экзекуции над солдатом. «Рассказ в рассказе» в главе «Бэла» помогает реализовать авторский замысел показать центрального персонажа Печорина с разных сторон; сначала офицер-рассказчик только слышит о Печорине от Максима Максимыча и воспринимает его через восприятие Максима Максимыча, который, как понятно из дальнейшего повествования, не совсем понимает Печорина и причины его поступков, затем лично видит Печорина, а после читает его дневниковые записи, в которых Печорин раскрывает особенности своей души.

Композиционный прием «рассказа в рассказе» помогает авторам «Старухи Изергиль», «После бала» и «Героя нашего времени» создать впечатление особой достоверности и документальности, необходимое для раскрытия образа персонажа и для раскрытия всей идеи произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои, попадающие в чуждый дня них мир в русской литературе
  • Герои, испытывающие сомнения в русской литературе
  • Лирические отступления в русской литературе
  • Произведения с кольцевой композицией в русской литературе