Роль фольклорных образов в «Песня про ... купца Калашникова» Лермонтова


Лермонтовская «Песня про … купца Калашникова» является весьма удачной стилизацией произведения под фольклор. Автор использует большое количество фольклорных образов, которые играют большую роль в идейно-смысловом содержании.

Уже в названии поэмы можно найти фольклорные мотивы, поскольку такие длинные и довольно подробные названия давались большинству произведений народного творчества.

Сама форма повествования близка к песенной манере, даже в самом названии говорится о том, что перед читателем песня. Уже первая строка («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!») является своеобразным запевом. В произведении дважды используются своеобразные припевы: «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! // Ай, ребята, пейте – дело разумейте! // Уж потешьте вы доброго боярина // И боярыню его белолицую!». Завершается поэма другим припевом: «Гей вы, ребята удалые, // Гусляры молодые, // Голоса заливные! // Красно начинали – красно и кончайте, // Каждому правдою и честью воздайте. // Тароватому боярину слава! // И красавице-боярыне слава! // И всему народу христианскому слава!». Из этого следует, что произведение построено в виде трех глав и трех припевов, что было характерно для фольклора.


Поэма написана былинным стихом. В поэме насчитывается большое количество архаизмов и историзмов, с помощью которых наиболее ярко и точно рисуется исторический колорит того времени. Автор использует в поэме постоянные эпитеты («солнце красное», «добрый молодец», «дума крепкая», «очи темные» и др.), тавтологические выражения («воля вольная» и др.). Как и в народных произведениях, природа в поэме олицетворена, она предчувствует трагедию. Наблюдается в поэме и цифра три, характерная для фольклора: так, перед боем центральный персонаж трижды кланяется, а хоронят его «на чистом поле промеж трех дорог». Важное место в повествовании уделяется кулачному бою, который представляет собой конфликт между «своим» и «чужим», что также было свойственно фольклору. Купец Калашников является своеобразным богатырем, который противопоставлен представителю «зла» Кирибеевичу. В бою с лучшим опричником Ивана Грозного побеждает именно Калашников.

Сюжет основывается на народных историях. Так, образ центрального персонажа мог быть навеян историей о чиновнике Мясоеде Вислом, жену которого, как отмечает Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского», «обесчестили», а ему самому «отрубили голову». Кулачный бой с лучшим опричником царя Кирибеевичем, где побеждает купец Калашников, связан с фольклорным сюжетом о борьбе народного представителя против опричника Ивана IV.

М.Ю. Лермонтов умело стилизует свою поэму под фольклор. Используя фольклорные мотивы, автор приближается к народу. Связь с народом позволяет указать на историческую достоверность. Автор смог уловить склад образного мышления народа. Идейно-смысловое содержание поэмы преломлено сквозь призму народного восприятия.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в поэме Лермонтова «Песня про ... купца Калашникова» играют архаизмы и историзмы?
  • Проблема нравственного выбора в «Песне про... купца Калашникова» Лермонтова