Роль массовых сцен в пьесе Островского «Гроза»


А.Н. Островский часто помещает в драму «Гроза» массовые сцены, которые играют важную роль, демонстрируя нравы и обычаи города Калинова с его «жестокими нравами» и подчеркивая конфликт «луча света» Катерины с «темным царством».

В четвертом действии принимает участие большое количество действующих лиц, причем не только основные, но и второстепенные персонажи. Вначале демонстрируется необразованность жителей Калинова, которые искренне верят в то, что Литва «с неба упала» и «где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». А.Н. Островский демонстрирует «темное царство», которое живет в соответствии с псевдофактами и какими-то выдумками, которое руководствуется устаревшими принципами, считая единственно верными предрассудки прошлого.

То, что жители Калинова «кланяются и принимают почтительное положение», когда видят купца Дикого, демонстрирует власть в обществе людей, подобных Дикому, подчеркивает социальное неравенство.


Испугавшись грозы и выжидая, пока пройдет дождь, жители города Калинова прячутся в одном месте. Катерина, испугавшись грозы как символа покаяния за грехи, признается, что изменила своему мужу Тихону. Получается, что признание Катерины слышат не только члены семейства Кабановых, но и многие другие жители Калинова. А.Н. Островский неслучайно заставляет Катерину признаться в своем грехе, когда рядом с ней находится большое количество людей. Автор подчеркивает явный конфликт Катерины с «темным царством». Толпа горожан становится свидетелем семейных разборок, что было нехарактерно для калиновцев, привыкших скрывать подробности взаимоотношений внутри семьи, следовательно, семейный конфликт в драме отходит на второй план, уступая конфликту социальному. Находясь среди множества людей, главная героиня не чувствует никакой поддержки и понимания, она ощущает себя абсолютно одиноким человеком, которому нет места рядом с жителями города Калинова.

Толпа участвует и в поисках Катерины. Все собравшиеся слышат новость о том, что в воду бросилась какая-то женщина. Согласно ремарке, Катерину несут «Кулигин с народом». Автор показывает, что результат конфликта Катерины и «темного царства» видят все жители города Калинова. Так сделано автором неслучайно: он хочет, чтобы калиновцы задумались о тех «жестоких нравах», которые царствуют в их городе, которые ломают человеческие судьбы и причиняют только вред.

На глазах у всех жителей Калинова Тихон впервые осмеливается сказать слово против матери, которой он всю жизнь подчинялся. А. Н. Островский демонстрирует поражение Кабанихи, так как о сложных взаимоотношениях в ее семье узнали окружающие люди, чего она постоянно избегала до этого, так как ее обвинил в насилии и жестокости собственный сын у всего народа на виду.

Таким образом, массовые сцены помогают в раскрытии основного конфликта драмы, основанного на противостоянии «темного царства» с его «жестокими нравами» и «луча света» Катерины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие черты личности Катерины позволили Добролюбову назвать её «сильным характером»? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Самоубийство Катерины: проявление силы характера или слабости героини? (по пьесе Островского «Гроза»)