Роль монологов в пьесе Гоголя «Ревизор»


Большую роль в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» играют монологи.

В конце первого действия наблюдается монолог городничего Сквозник-Дмухановского, обращенный к частному приставу Уховертову. Городничий просит поставить квартального Пуговицына на мост «для благоустройства», «разметать наскоро старый забор и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку». Н.В. Гоголь показывает, что Сквозник-Дмухановский пытается показать ревизору якобы хорошую деятельность городничего. Он фактически угрожает служащим, чтобы те ничем не возмущались, чтобы они говорили, что всем довольны. Также городничий упоминает церковь, деньги на строительство которой, выделенные еще 5 лет назад, он забрал себе в карман. С помощью монолога городничего подчеркиваются существующие проблемы в городе, автор демонстрирует тот беспредел и то беззаконие, которые творятся в уездном городе N.

Второе действие начинается монологом Осипа, слуги Хлестакова. Здесь показано, как простой человек рассуждает относительно жизни в Петербурге и относительно деревенской жизни. Рассуждения Осипа позволяют многое сказать о нем. Но особое значение этот монолог имеет по причине того, что в нем раскрываются особенности характера Хлестакова, который как действующее лицо еще не появился в комедии. Отношение Осипа к своему барину является своеобразной экспозицией образа Хлестакова.


Важное место занимают в гоголевской комедии монологи Хлестакова. Еще до того момента, как его приняли за ревизора, Хлестаков сначала говорит о том, как ему хочется есть, затем он вспоминает карточную игру с пехотным капитаном, восхищаясь его мастерством, после он начинает говорить о том, в каком «скверном городишке», в котором в овощных лавках не дают в долг, он оказался. Этот монолог демонстрирует особенности сознания и речи Хлестакова: он не может думать о чем-то одном, сознание его резко перемещается от одной мысли к другой, часто не связанной с прежней. Монолог подтверждает указание из «Замечаний для актеров господ»: «Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Данное «замечание» подтверждается и вторым монологом Хлестакова. От мыслей об отсутствии еды он переходит к мыслям о том, чтобы что-нибудь продать, чтобы получить деньги на еду, однако затем он начинает думать о том, что «лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме»; затем Хлестаков резко начинает с сожалением рассуждать о том, что Иохим не дал ему напрокат кареты, на которой он мог бы эффектно появиться дома; Хлестаков отдается воображению, как бы его приняли окружающие люди, до тех пор, пока его вновь не посещают мысли о голоде.

Важное место занимает монолог Хлестакова, где он повествует собравшимся выдуманные истории. Хлестаков резко придумывает факты, которые якобы касаются его жизни, причем один факт противоречит другому. В этом монологе ярко демонстрируется так называемая «хлестаковщина».

Выделяется в комедии и монолог городничего о том, как он был «одурачен» Хлестаковым. Этот монолог предвосхищает немую сцену и усиливает ожидание развязки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль играет гротеск в создании образов чиновников? (по пьесе Гоголя «Ревизор»)
  • Какие сцены из пьесы Гоголя «Ревизор» показались Вам наиболее комичными и почему?
  • Почему в системе персонажей комедии Гоголя «Ревизор» нет ни одного положительного лица?
  • В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (по пьесе Гоголя «Ревизор»)