Роль описаний природы в романе Тургенева «Отцы и дети»


В написанном И.С. Тургеневым романе «Отцы и дети» особое внимание уделяется описаниям природы, которые играют большую роль в выражении авторской позиции. Пейзажные описания выполняют не столько эстетическую, сколько идейную функцию.

Описание природы наблюдается в самом начале повествования. Читатель видит природу глазами Николая Петровича Кирсанова, ожидающего приезда своего сына Аркадия. Автор показывает, что Николай Петрович способен видеть красоту природы. От этой способности, например, старается отречься центральный персонаж романа Евгений Базаров. Аркадий Кирсанов, как и отец, видит природную красоту, это становится одним из различий между Базаровым и его «учеником» Кирсановым-младшим и одним из доказательств того, что Аркадий поддерживает поколение «отцов», а не «детей».


Образ природы имеет большое значение при раскрытии образа Базарова. Считая себя нигилистом, отрицающим все общепринятые нормы, главный герой утверждает: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров действительно подтверждает данную позицию своими опытами над лягушками, однако подсознательно он все равно обращается к образам природы. Так, Базаров признается: «Та осина напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них». Автор демонстрирует, что Базаров обладал способностью обращать внимание на природу, но вследствие неверной, не приспособленной к реальной жизни нигилистической теории он старается подавить в себе возможность видеть красоту природы. А когда базаровский нигилизм сталкивается с действительностью, он подсознательно ищет связи с природой: чувствуя разраставшиеся любовные чувства к Анне Одинцовой, Базаров, желая подавить их, отправляется гулять по лесу. И.С. Тургенев демонстрирует, что в душе Базарова есть место любви к природе, однако его ошибка заключалась в том, что он старался заполнить это место чем-то другим, подавляя в себе человеческую естественность.

Важно пейзажное описание, которым завершается все повествование: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...». Автор демонстрирует, что после смерти Базаров соединился с природой, что вновь развенчивает нигилистические воззрения главного героя. И.С. Тургенев указывает на несостоятельность идей Базарова о том, что природа – «мастерская», в которой человек является ее «работником». Автор показывает: тело Базарова лежит в могиле, в то время как природа продолжает жить, и если человек не бессмертен, то природа вечна. Вместе с Базаровым под землей лежат его нигилистические идеи, которые не выдержали проверки самой жизнью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём проявляются сила и слабость поколения «сыновей»? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • Чем различаются в своём отношении к Базарову Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)