«Русь, куда ж несешься ты?..» (по поэме Гоголя «Мертвые души»)


В одиннадцатой главе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» есть лирическое отступление, в котором автор-повествователь сравнивает Россию с птицей-тройкой и задает риторический вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?..».

Автор-повествователь просит Русь дать ему ответ на этот вопрос. Но тут же он отмечает, что Русь «не дает ответа». Н.В. Гоголь показывает, что будущее России неизвестно. Писатель выражает свое желание узнать, по какому пути идет родная страна, однако он понимает, что никто не сможет ответить на интересующий его вопрос.

Известно, что автор поэмы хотел написать произведение, состоящее из 3 частей, которые бы символизировали своеобразные ад, чистилище и рай. Так как в первом томе описывается «ад» российской действительности, Н.В. Гоголь только задает вопрос, куда несется Русь. Многие исследователи отмечают, что в «птице-тройке» сидит Чичиков, и именно по тем дорогам, по которым проезжает главный герой, совершая покупки умерших крестьян, «несется» Русь. На примере бесцельно существующих помещиков, которые внутренне уже давно мертвы, автор выражает мысль о том, что пока Россия «несется» в пропасть. И тогда в гоголевском вопросе «Русь, куда ж несешься ты?..» звучит настоящее отчаяние.


Но в то же время в авторском вопросе звучит настоящая любовь. Ему больно от неизвестности того, куда «несется» страна, которую он ценит и уважает. Поднятая в лирическом отступлении проблема пути развития России демонстрирует неравнодушное отношение Н.В. Гоголя к стране, его искреннее желание, чтобы Россия шла к лучшему будущему.

Собственное понимание лучшего будущего России он, вероятно, хотел выразить в следующих томах. Но так как в целом виде сохранился лишь первый том «Мертвых душ», вопрос о будущем России так и остался открытым. Неслучайно Чичикова из дома помещицы Коробочки выводит на дорогу крестьянская девочка Пелагея, которая даже не знает, где право и лево. В самом лирическом отступлении говорится о том, что Русь «мчится, вся вдохновенная Богом». Н.В. Гоголь показывает, что Россия движется в неизвестном направлении, не имея никакого плана. Сам писатель неясно представлял путь, по которому должна пойти Россия для благополучного существования и процветания.

Н.В. Гоголь верил в то, что «мертвые души» смогут стать живыми, но при условии, если они сами захотят этого. В центре повествования неслучайно находится «подлец» Чичиков, незаконно и аморально скупающий души умерших крестьян и обладающий способностью приспосабливаться к условиям окружающей действительности для достижения собственных целей. Автор в дальнейших томах хотел продемонстрировать изменения, произошедшие с Чичиковым. И если он, носитель многих пороков, смог измениться, значит, возрождение России более чем возможно. Перед своей смертью Н.В. Гоголь дал своеобразное духовное завещание: «Будьте не мертвые, а живые души». Это значит, что в поэме автор не ставил крест на России, а обличения пороков происходило для того, чтобы направить Россию на нужный путь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в поэме Гоголя «Мертвые души» сочетаются «видимый миру смех и незримые … слезы»?
  • В чем символический смысл образа дороги в поэме Гоголя «Мертвые души»?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что все герои поэмы Гоголя «Мёртвые души» - мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства»?
  • Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?