Сатин - герой–идеолог или герой–резонёр? (по пьесе Горького «На дне»)


Важное место в системе образов в пьесе М. Горького «На дне» занимает Сатин, поскольку он принимает участие в споре относительно правды и лжи, который составляет основу конфликта всего произведения. Возникает вопрос: Сатин является героем-идеологом или героем-резонером?

Героем-идеологом называют такого персонажа художественного произведения, которому важно претворить в жизнь какую-то идею, ставшую для него смыслом жизни. Можно ли назвать Сатина героем-идеологом?

Афористичным стало следующее высказывание Сатина: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!». В то же время Сатин является человеком «дна», живущим в темной и сырой ночлежке, зарабатывающим на жизнь шулерством и злоупотребляющим алкоголем. Данный Клещу, который пытался покинуть ночлежку, совет «Ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» демонстрирует образ жизни самого Сатина.

Рассуждая о правде и лжи, Сатин высказывает собственную позицию: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!». Выступая против «утешительной» лжи странника Луки, Сатин в то же время является шулером, обманывающим людей в игре. Персонаж не отрицает факт того, что он жулик, и задает заметившему жульничество Сатина Татарину вопрос: зачем играть честно? Читатель видит, что Сатин, выступая за правду, сам обманывает других, что весьма парадоксально.


Также противоречиво является и то, что Сатин, являющийся ночлежником, ведущий привычный обитателям «дна» образ жизни, рассуждает о человеческом величии. Сатин ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, и даже считает себя мертвым внутренне: «Дважды убить нельзя».

М. Горький показывает, что философские размышления Сатина противоречат его образу жизни. Идея «правды» Сатина так и остается всего лишь идеей, персонаж даже не старается претворить ее в реальную жизнь, поэтому назвать Сатина героем-идеологом нельзя.

В драматическом произведении автору невозможно четко выразить свою позицию, для этого нужен хотя бы один персонаж. М. Горький помещает собственные убеждения в некоторые высказывания Сатина, поскольку других персонажей для выражения авторских мыслей попросту не было, Сатин был единственным более-менее подходящим персонажем, поскольку он был одним из немногих, кто задумывался на философские темы. То, что сам Сатин не живет в соответствии со сказанными мыслями о правде и лжи, не говорит о том, что эти высказывания несправедливы.

«Человек – вот правда!» – это позиция самого М. Горького. Через высказывания Сатина драматург доносит до читателя ту философию, которую считает истинной. «Все – в человеке, все для человека!» – тоже авторские мысли. М. Горький высказывает собственные мысли через фразы Сатина: «Человек – свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум <…>». Через сатинскую правду веры в человека автор отрицает правду «губительного» факта Бубнова и правду «утешительной» лжи Луки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему к финалу пьесы сближаются жизненные позиции Луки и Сатина? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе Горького «На дне»)
  • В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина: «Человек – вот правда!»? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых? (по пьесе Горького «На дне»)