Сатирические мотивы в лирике Маяковского


В лирике В.В. Маяковского, который отражал реальную действительность своего времени, часто прослеживаются сатирические мотивы.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» сатирически изображены государственные служащие, которые каждый день вынуждены посещать около 20 заседаний, для чего им приходится даже раздваиваться: «В день // заседаний на двадцать // надо поспеть нам. // Поневоле приходится раздвояться. // До пояса здесь, // а остальное // там». В свою очередь заседания, на которых обязаны присутствовать служащие, проводятся на банальные темы, которые настолько мелкие, что даже смешны: «Заседают: // покупка склянки чернил // Губкооперативом». Сатире подлежит не только количество разнообразных заседаний, но и наличие абсурдных комитетов: Губкооператив, А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком. Сатирически описываются страдания людей, пытающихся попасть на прием к служащим: «исколесив сто лестниц», они слышат, что им нужно прийти только через час, а через час – «ни секретаря, ни секретарши нет – голо!». Показывая, что люди не могут подать прошение власть имущим и дождаться от них реальной помощи, поэт подчеркивает, что служащие делают все что угодно, только не помогают представителям простого народа.


В стихотворении «О дряни» сатирически описываются «дряни», которые «вылезли» после «бури революционных лон» и «с первого дня советского рождения» «засели во все учреждения» и «свили уютные кабинеты и спаленки». Автор подчеркивает, что эти «дряни» обладают способностью приспосабливаться к меняющимся условиям («наскоро оперенья переменив») и что их главной целью является обладание властью, с помощью которой они могут исполнять собственные прихоти. Так, новые власть имущие вместо того, чтобы думать о народе и стране и помогать им, размышляют над тем, в чем они будут «фигурять на балу в Реввоенсовете», мечтая о том, чтобы купить «тихоокеанские галифища» и «с эмблемами платья». В.В. Маяковский показывает, что такие «дряни» не являются поистине революционерами, они только притворяются, используя знаки серпа и молота и портреты Маркса.

В стихотворении «Ханжа» сатирически изображен образ «христианина» Петра Ивановича Васюткина, который, как отмечает сам автор, представляет всех «всероссийских ханжей». Истинная сущность Васюткина ужасна: он ворует, не помогает нищим, «сколько не проси», берет взятки, «мочалит волосья и тело» своей жене, сечет собственных детей и совершает другие незаконные и безнравственные поступки. Однако никаких угрызений совести Петр Иванович не испытывает, поскольку является уверенным в том, что он хороший человек, так он верующий человек. Автор показывает, что Васюткин произносит фразы «Ей богу», «Вот те крест», «Бог послал», «День прожил – и слава богу», а также «бога беспокоит много – тыщу раз, должно быть, в сутки упомянет имя бога», и за этой верой и религиозностью он прячет свою гнилую душу. Пытаясь показать себя «святошами», такие «ханжи» на самом деле являются плохими людьми, которые «грабят, режут», при этом «имя божеское помнящ».

Таким образом, сатирические мотивы в лирике В.В. Маяковского связаны с авторским желанием обличить пороки современного ему общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Роль антитезы в поэзии Маяковского
  • С кем и за что борется лирический герой Маяковского?
  • Чем, по Вашему мнению, актуальна поэзия Маяковского?
  • Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?