Сочувствуете ли Вы Софье Фамусовой, которая, по словам Грибоедова, «предпочла дурака умному человеку»? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Сам А.С. Грибоедов давал оценку Софье Фамусовой, героини комедии «Горе от ума». Он утверждал: «Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку». Уже здесь наблюдается авторское сочувствие к героине.

Любовь – это такие отношения, в которых человек руководствуется не разумом, а чувством. Софья не могла заставить себя полюбить Чацкого, даже если бы разумом она понимала, что это лучший кандидат на роль мужа. Софья не могла насильно заставить себя разлюбить Молчалина и полюбить Чацкого. Софья искренне полюбила Молчалина, и за это нельзя осуждать ее.


Софья не владеет огромным опытом в любовных отношениях, она не имеет способность распознавать истинное лицо всех своих ухажеров. Героиня предпочитает «дурака умному человеку» не только из-за искреннего чувства к Молчалину, но и из-за отсутствия опыта в любовных делах. Софья не осознавала, кто из Молчалина и Чацкого «умный человек», а кто – «дурак».

Софью жаль по той причине, что на нее, с детства жившую среди представителей фамусовского общества и воспитывавшуюся ярким представителем «века минувшего» Фамусовым, не могло не оказать влияние то общество, в котором она находилась. Если Чацкий уехал заграницу, где у него была возможность, посмотрев на другую жизнь, прийти к выводу о порочности современного российского общества, то у Софьи такой возможности не было. Фактически отъезд Чацкого, с которым была близка героиня, приводит к тому, что Софья остается один на один с фамусовским обществом, влияние которого оказывается неизбежным. Ничего удивительного не было в том, что Софья влюбилась в Молчалина, поскольку он был типичным представителем того общества, которое окружало ее всю жизнь.

Софья отличается от своего отца и тем, что она читает книги, в то время как Фамусов считает чтение и учение в целом бесполезным и даже опасным занятием, и тем, что она спокойно строит любовные отношения с небогатым человеком, в то время как Фамусов твердит, что бедный ей не пара. Однако Софья все равно живет в соответствии с принципами фамусовского общества. Не имея возможности развить свои лучшие качества, Софья развивает свои худшие качества. Она сближается с «веком минувшим», поэтому неудивительно, что она влюбляется в его типичного представителя. Софья оказалась неспособной увидеть притворство Молчалина, который на самом деле не любил ее, по той причине, что она сама привыкла жить в обмане; достаточно вспомнить, как Софья оправдывала Молчалина перед своим отцом, когда тот нашел Молчалина в ее комнате. У Софьи, близкой фамусовскому обществу, оказываются такие же принципы, как и у типичных представительниц светского общества: иметь «мужа-мальчика» и «мужа-слугу». Софью жаль по той причине, что у нее не было возможности развить свои лучшие черты, осознать порочность того общества, которое ее окружает. Героиню жаль, так как она могла стать единомышленницей Чацкого, стать представительницей «века нынешнего», но так и осталась жить в соответствии с принципами «века минувшего».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смешными или страшными кажутся вам гости Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Почему особым достижением Грибоедова-драматурга Пушкин считал язык комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Справедливы ли обвинения, брошенные Чацким фамусовскому обществу в финале комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)