Способы выражения авторской позиции в драматургии (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» авторская позиция выражается не прямо, а опосредованно: через систему образов, через центральный конфликт, через прием антитезы, через героя-резонера, через название произведения.

Центральным становится социальный конфликт: представитель «века нынешнего» Чацкий вступает в противостояние с представителями «века минувшего», так как у них совершенно разные взгляды на собственную жизнь и на общественное развитие. Сюжетная линия, связанная с социальным конфликтом, помогает А.С. Грибоедову подчеркнуть важность и актуальность проблемы российской действительности.


В письме к своему другу П.А. Катенину А.С. Грибоедов писал: «В комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Но отношение автора к персонажам становится очевидным и без этого комментария. «Век минувший» олицетворяет большинство людей современного драматургу общества. Фамусовское общество изображено комично. Автор помещает собравшихся в доме Фамусова в довольно нелепые и смешные ситуации. Но комические приемы используются не для того, чтобы читатель посмеялся, а для того чтобы он ужаснулся тому, что было свойственно реальной российской действительности. А.С. Грибоедов подчеркивает, что представителям «века минувшего» свойственны пороки, которые нужно искоренять.

Но автор, помещая в систему действующих лиц только одного представителя «века нынешнего», выражает мысль о том, что общественные изменения будут происходить не так быстро. Чацкий – положительный персонаж, который выступает за то, за что выступает сам драматург, Чацкий является так называемым героем-резонером, однако автор, подчеркивая, что Чацкий не идеален, показывает, что в одиночку он не способен изменить целое общество, которое привыкло к своему существованию и пока не готово меняться. На это указывает и то, что в финале комедии показано, что Чацкий, так и не изменив представления представителей «века минувшего» об общественной жизни, уехал, оскорбленный тем, что его назвали сумасшедшим. Да и то, что большинство действующих лиц являются представителями «века минувшего», уже говорит о невозможности Чацкого одержать полную победу; силы двух лагерей не равны. В комедии нет привычного для классицизма благоприятного финала, порок остался не наказанным, а добродетель так и не стал торжествовать. А.С. Грибоедов фактически высказывается о необходимости изменений в России, однако он также выражает мысль о том, что этот процесс будет достаточно долгим, когда Чацкие будут не исключением из правила, а самим правилом.

Автор уже в названии комедии подчеркивает ум Чацкого, однако он подчеркивает, что из-за того, что Чацкий находится среди глупых и необразованных людей, которые не готовы к общественному движению к лучшему, он сталкивается с горем. Действительно, настоящим горем является то, что человек оказывается одиноким в стремлении сделать для своей Родины благо, приблизив общество к лучшему.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Ставит ли Грибоедов перед читателями вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов? (по комедии «Горе от ума»)
  • Черты какого литературного направления доминируют в драматургии Грибоедова? (по комедии «Горе от ума»)
  • Согласны ли вы с утверждением Грибоедова, что «в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», и почему? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Кого — Чацкого или Софью — и почему вы считаете главным действующим лицом комедии Грибоедова «Горе от ума»?