Справедливы ли обвинения, брошенные Чацким фамусовскому обществу в финале комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Особое место в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» занимает финал. Чацкий рассуждает о Софье Фамусовой, об ее отце и о так называемом фамусовском обществе в целом. Возникает вопрос: справедливы ли обвинения, брошенные Чацким фамусовскому обществу?

Поняв, что он нелюбим Софьей, в которую он был влюблен и ради которой он приехал в Москву сразу после возвращения в Россию, Чацкий упрекает ее в том, что она честно не сказала ему об отсутствии любовных чувств к нему. Автор показывает, что Чацкий до сих пор не может поверить, что Софья влюблена в Молчалина. Неверие Чацкого нельзя не понять, при прочтении комедии возникает вопрос: как умная и мыслящая Софья могла влюбиться в человека с пороками услужливости и чинопочитания? Следующие слова Чацкого о Молчалине косвенно отвечают на этот вопрос: «Высокий идеал московских всех мужей». А.С. Грибоедов показывает, что Софья, воспитанная типичным представителем «века минувшего» Фамусовым и росшая среди типичных представителей фамусовского общества, привыкла к тем принципам, в соответствии с которыми они жили. Автор неслучайно влюбляет Софью в Молчалина, так как он был типичным женихом того времени. Слова Чацкого «из огня тот выйдет невредим, // Кто с вами день пробыть успеет, // Подышит воздухом одним, // И в нем рассудок уцелеет» указывают на то, что сложно сохранить здравый рассудок, постоянно находясь среди представителей фамусовского общества. Автор показывает, что Софья не смогла реализовать свои лучшие черты, поскольку находилась среди представителей «века минувшего» и жила в соответствии с их принципами и жизненными ценностями.

Чацкий справедливо называет Молчалина «мужем-мальчиком» и «мужем-слугой», которого можно «беречь, и пеленать, и спосылать за делом». Чацкий довольно точно и едко подчеркивает прислужливый характер Молчалина, жившего в соответствии с отцовским наказом прислуживать всем окружающим людям для достижения своих целей.


Обращаясь к Фамусову и гостям, собравшимся у него дома, Чацкий справедливо замечает, что для Софьи будут искать «низкопоклонника и дельца», который будет равен «будущему тестю» своими «достоинствами». Говоря о достоинствах, Чацкий явно иронизирует. Он подчеркивает, что Фамусов ищет жениха для своей дочери далеко не среди честных и образованных людей, поскольку сам является необразованным, безнравственным и порочным.

Чацкий называет представителей фамусовского общества «мучителями», которые «в вражде неутомимы», которые «гонят» и «клянут» его. Подтверждением этих слов является то, что все представители «века минувшего» не поняли и никак не поддержали Чацкого, наоборот, они негативно отнеслись к нему, назвав сумасшедшим. Называя гостей дома Фамусова «рассказчиками неукротимыми» и «нескладными умниками», которые руководствуются «выдумками, вздором», Чацкий указывает на такие характерные черты современного ему общества, как интерес к сплетням и зависимость от общественного мнения.

Таким образом, обвинения, брошенные Чацким фамусовскому обществу, достаточно справедливы. Слова Чацкого как героя-резонера отражают мысли самого А.С. Грибоедова, обличавшего в своей комедии пороки российского общества 1820-х годов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смешными или страшными кажутся вам гости Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Почему особым достижением Грибоедова-драматурга Пушкин считал язык комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Сочувствуете ли Вы Софье Фамусовой, которая, по словам Грибоедова, «предпочла дурака умному человеку»? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)