Судьбы интеллигенции в современной русской литературе


В современной русской литературе наблюдается обращение к судьбам интеллигенции. Это можно увидеть в рассказе Т.Н. Толстой «Наоборот» и в рассказе Д.И. Рубиной «Шарфик».

В рассказе Т.Н. Толстой «Наоборот» уделяется внимание внутреннему миру интеллигента. Выражается мысль о том, что мировоззрение интеллигента видоизменялось вместе с властью, при этом сохраняя «отрицание и протест». Автор рассуждает о том, что, когда церковь подвергалась гонениям, интеллигент «во всю молился, крестился и с вызовом пек куличи», когда же церковь возродилась – «перебежал к меневцам». Если до 90-х годов интеллигент «люто ненавидел коммунистов», то при приходе капиталистов к власти он уже выступал за большевиков. Автор утверждает, что главное для интеллигентов – «протестовать против тирана, в каком бы обличье тот ни предстал».

Т.Н. Толстая, выражая мысль о том, что «по одежке встречают, по ней же и провожают», раскрывает образ интеллигента не только через внутренний мир, но и через внешний облик. Она не соглашается с привычным мнением о том, что русского интеллигента «отличает полное небрежение своим внешним видом», наоборот, она считает, что «нет более внимательного, разборчивого и требовательного к внешнему виду социального типа, чем русский интеллигент». Автор уверяет, что «стойкий духовный протест» интеллигента сказывается на его костюме: когда власть носила фуражку, интеллигенты – шляпу, когда власть носила шляпу, интеллигенты – берет и ушанку из кошачьего меха, когда власть носила серенькую ушанку жесткой формы, интеллигенты – бесформенную вязаную шапочку.


Название рассказа Т.Н. Толстой отражает основную идею: интеллигенты как по мировоззрению, так и по внешнему виду привыкли быть «наоборот». Автор утверждает, что главная задача интеллигента – «круглосуточно и отчетливо находиться в оппозиции к этому жалкому, пустому буржуазно-чиновничьему мейнстриму». Всем своим видом интеллигенты пытались быть оппозицией к власти.

В рассказе подчеркивается, что для интеллигента внешний вид – попытка сказать, что ему не все равно, что он неравнодушен к политической ситуации. Т.Н. Толстая иронично показывает, что не всегда интеллигенты понимают интересы и цели народа, однако они всегда стремятся помочь народу и делают попытки принести ему пользу.

В рассказе Д.И. Рубиной «Шарфик» показано, как герой-интеллигент, являясь фотографом одного из известных глянцевых журналов, пытается приукрасить внешний вид известной поэтессы с помощью «ярко-алого шарфа». Автор показывает, что вещь становится частью жизни интеллигента, с помощью шарфа фотограф пытается подчеркнуть внутренний мир поэтессы, что говорит о стремлении организовать гармонию между формой и содержанием.

Таким образом, и в рассказе Т.Н. Толстой «Наоборот», и в рассказе Д.И. Рубиной «Шарфик» интеллигенты обращают внимание на вещной мир, на предметы одежды, которые становятся частью их жизни и выражают их отношение к окружающему миру.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Русский характер» в современной отечественной литературе
  • Проблема образования и просвещения в современной русской литературе
  • Представления о счастье в современной русской литературе
  • Судьба России в современной отечественной литературе