Судьба России в современной отечественной литературе


В современной отечественной литературе наблюдается стремление писателей спрогнозировать судьбу России. Это можно наблюдать в романе В.Г. Сорокина «День опричника».

В романе-антиутопии В.Г. Сорокина «День опричника», который был написан в 2006 году, представлена модель будущего России. Автором рисуются картины опричнины, которая была восстановлена в 2020-е годы. В центре внимания оказывается монархическая Новая Россия при царе Василии Николаевиче, отец которого, Николай Платонович, будучи основателем новой династии, навел в государстве «порядок», прекратив Серую Смуту. Писатель показывает, что государство регрессирует, обращается к прошлому. Получается, что в романе будущее представлено как возвращение к прошлому. Несмотря на то что в обществе есть свойственное современной действительности («мобило», телевизоры, называющиеся в повествовании «пузырями вестевыми», «мерины», «роллс-ройсы»), Российское общество возвращается в эпоху Ивана Грозного.


В повествовании отмечается, что Россия «огородилась», сожглись заграничные паспорта, были введены сословия, «умные машины на кириллицу переиначили». Центральный персонаж Андрей Данилович, от лица которого ведется повествование, является опричником, считавшим себя «наследником опричного Дела Великого». У него есть собственный слуга Федька, которого он иногда бьет розгами. В. Г. Сорокин показывает, что в XXI веке вновь появилось деление на сословия, где одни люди прислуживают другим людям, фактически являясь рабами. Главный герой вспоминает свое детство, когда он «видал совсем другую Красную площадь – суровую, строгую, пугающую, с гранитной орясиной, в которой лежал труп учинителя Красной Смуты. А рядом тогда лепилось кладбище приспешников его». Он называет это «мрачной картиной» и радуется тому, что «Государев батюшка» избавился от трупа и ликвидировал «кладбище». Царь Иван Грозный воспринимается опричниками XXI века как идеальный правитель, как Божий помазанник и даже как святой. В повествовании также говорится о том, что на площади стоит памятник Малюте Скуратову, главе опричнины при Иване Грозном. В.Г. Сорокин показывает, что общество XXI века ставит в пример всю эпоху Ивана Грозного.

Рассказчик Комяга утверждает: «Супротив опричнины никому не выстоять!». На протяжении всего повествования показывается, как те, кто перешел дорогу государю, оказываются наказанным опричниками. Автор демонстрирует, что опричники соглашаются со словами Чингисхана о том, что «самое большое удовольствие на свете – побеждать врагов, разорять их имущество, ездить на их лошадях и любить их жен». В.Г. Сорокин поднимает проблему тоталитаризма. Неслучайно в повествовании упоминается сжигание книг. Автор показывает жестокую действительность, где все люди боятся попасть в опалу к государю, так как опала фактически означает погибель. Но самое ужасное, что опричник Комяга, от лица которого ведется повествование, восхищается порядком в обществе и верит в святую миссию своего братства. Рассказчик уверенно говорит: «Покуда жива опричнина, жива и Россия». Именно этими словами завершается весь роман.

Таким образом, В.Г. Сорокин показывает, что ждет российское общество, если продолжить текущий политический курс.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Русский характер» в современной отечественной литературе
  • Проблема образования и просвещения в современной русской литературе
  • Представления о счастье в современной русской литературе
  • Судьбы интеллигенции в современной русской литературе