«Судьбы скрещения» в лирике Пастернака


В творчестве Б.Л. Пастернака нередко наблюдается обращение к теме судьбы. Она находит отражение в стихотворениях «Зимняя ночь», «На ранних поездах», «Во всем мне хочется дойти», «Рассвет».

В стихотворении «Зимняя ночь» лишь несколькими штрихами обозначаются любовные отношения: «скрещенья рук», «скрещенья ног». Но наиболее важным является следующий образ: «судьбы скрещенье». Здесь идет речь об объединении судеб двух любящих человек, о тесной взаимосвязи между ними. Автор показывает, что любовное чувство – это не столько «скрещение» тел, сколько «скрещение судеб». В стихотворении присутствует образ креста: тени, ложащиеся «на озаренный потолок» в виде креста; «и жар соблазна // вздымал, как ангел, два крыла // крестообразно». Пересечение двух жизненных дорог, о которых говорится с помощью метафоры «судьбы скрещенье», также представлено в виде креста. Получается, что встреча возлюбленных рассматривается в высоком религиозном смысле. Сплетение судеб двух людей неслучайно, оно было угодно самому Богу. Единение героя и его возлюбленной – их крест, то есть судьба.

В стихотворении «На ранних поездах» продемонстрирована связь судьбы поэта с судьбой всей России: «В горячей духоте вагона // Я отдавался целиком // Порыву слабости врожденной // И всосанному с молоком. // Сквозь прошлого перипетии // И годы войн и нищеты // Я молча узнавал России // Неповторимые черты». В произведении показано, что судьба лирического героя «скрещена» с судьбами многих других представителей народа: «Я наблюдал, боготворя. // Здесь были бабы, слобожане, // Учащиеся, слесаря». Б.Л. Пастернак показывает, что не только его судьба, но и судьбы абсолютно всех представителей народа были «скрещены» с судьбой России.


В стихотворении «Во всем мне хочется дойти» автор демонстрирует собственное понимание поэтического предназначения. В контексте темы судьбы важны следующие строки: «Все время схватывая нить // Судеб, событий, // Жить, думать, чувствовать, любить, // Свершать открытья». Автор утверждает, что ему важно в своих стихотворениях отражать «нить судеб», что вновь подтверждает мысль о том, что судьба Б.Л. Пастернака была тесно «скрещена» с судьбами других представителей народа.

В стихотворении «Рассвет» выражена подобная мысль. Лирический герой раскрывает свои чувства после «войны и разрухи»: «Мне к людям хочется, в толпу, // В их утреннее оживленье». Лирический герой ощущает себя частью народа, которому пришлось принять участие в Великой Отечественной войне, которая не могла не сказаться на судьбе целого народа и на судьбы всех его представителей. Схожесть судьбы лирического героя с судьбами других людей подтверждается словами самого лирического героя: «Я чувствую за них за всех, // Как будто побывал в их шкуре».

Таким образом, в стихотворениях Б.Л. Пастернак как поэт, который ставил перед собой цель отобразить «нить судеб», демонстрировал «скрещение» между собой судеб отдельных людей и «скрещение» собственной судьбы с судьбами народа и всех его представителей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Творчество как «вечная тема» в лирике Пастернака
  • В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
  • Тема поэтического вдохновения в творчестве Пастернака
  • Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
  • Как в поэзии Пастернака раскрывается мысль об «очеловеченности» природы?
  • В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?