Своеобразие конфликта в романе Лермонтова «Герой нашего времени»


Конфликт в лермонтовском романе «Герой нашего времени» довольно своеобразен. Важно, что весь роман состоит из отдельных повестей, каждая имеет собственный сюжет и систему образов.

В главе «Бэла» продемонстрированы сложные взаимоотношения между Печориным и Бэлой, а также конфликты между Казбичем и Азаматом и между Казбичем и Бэлой.

В главе «Максим Максимыч» продемонстрирован конфликт между Печориным и Максимом Максимычем, который считал Григория Александровича «закадычным другом».

В главе «Тамань» представлен конфликт Печорина с «честными контрабандистами»: «ундиной», Янко и слепым мальчиком.

В главе «Княжна Мери» продемонстрированы сложные взаимоотношения между Печориным и княжной Мери, между Печориным и Верой, между Печориным и Грушницким.


В главе «Фаталист» изображен спор Печорина с Вуличем и показан конфликт между Печориным и пьяным казаком.

Однако конфликты с другими персонажами – это только сюжетная составляющая. М.Ю. Лермонтов на протяжении всего повествования пытается показать читателям, что главное в романе не сюжет, а личность главного героя и его внутренний мир. Все пять повестей объединены конфликтом Печорина с самим собой.

В главе «Бэла» показано, как любовь Печорина к Бэле сменяется на отсутствие любви к ней. В главе «Максим Максимыч» продемонстрирована разочарованность Печорина в собственном существовании, однако поездка в Персию все еще является надеждой на то, что он найдет свое место в жизни. В главе «Тамань» показано любопытство Печорина и его желание узнать правду относительно ундины и слепого мальчика. В главе «Княжна Мери» особое внимание уделяется размышлениям Печорина о собственной жизни и о человеческом существовании в целом. В главе «Фаталист» показано стремление Печорина узнать о наличии или отсутствии судьбы. Автор демонстрирует, что Печорин предпринимает многочисленные попытки найти свое место в жизни и в обществе и, следовательно, найти свое счастье. Однако то, что все эти многочисленные попытки оказываются тщетными, и то, что Печорин быстро разочаровывается в том, что совсем недавно ему приносило некоторое удовлетворение от жизни, говорят о том, что Печорин постоянно находится в конфликте с самим собой. Именно столкновение с собой и является центральным конфликтом всего романа.

В большинстве главах продемонстрированы попытки найти себя, а в главе «Максим Максимыч» показано, что Печорин так и не смог реализовать свои лучшие качества, он так и не нашел то, что делало бы его счастливым.

М.Ю. Лермонтову продемонстрировал противоречивый характер Печорина, который совершал поступки и сам признавался, что порой не знает, зачем он совершает некоторые из них. Главный герой оценивает собственные поступки, рассуждает о собственном внутреннем мире, не отрицая недостатков и даже обращая на них особое внимание.

Внутренний конфликт, который является центральным, помог М.Ю. Лермонтову реализовать замысел показать «историю души человеческой».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в раскрытии образа Печорина играет композиция романа? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Каково Ваше отношение к Печорину, получившему столь неоднозначную оценку со стороны читателей и критиков? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Каково значение «Журнала Печорина» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»?
  • Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)