Связь любовных и социальных мотивов в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей прослеживается связь любовных и социальных мотивов. К таким произведениям можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман А.С. Пушкина «Дубровский» и драму А.Н. Островского «Гроза».

В грибоедовской комедии с помощью обращения Фамусова к своей дочери Софье продемонстрировано все «фамусовское общество»: «Кто беден, тот тебе не пара». Автор показывает, что в обществе, в котором царствуют представители «века минувшего», нет понятия о любви, что брак заключается преимущественно между людьми, занимающие одинаковое положение в обществе и имеющие одинаковые материальные богатства. Фамусов говорит Софье о том, что бедный человек не может стать ее мужем. Поэтому он так негативно отреагировал на новость о том, что Софья влюблена в Молчалина, который служил у него. А.С. Грибоедов показывает, что Фамусову все равно на чувства своей дочери, он думает лишь о материальной и социальной выгоде при заключении брака.


В пушкинском романе продемонстрированы взаимные чувства между Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой. Однако эти герои не могут построить совместное счастье из-за того, что Кирила Петрович Троекуров организовал свадьбу между Машей и князем Верейским. Автор показывает, что Маша Троекурова умоляла своего отца отменить свадьбу с человеком, которого она не любит, однако Троекуров был непреклонен в своем решении, поскольку князь Верейский был богат и влиятелен. А.С. Пушкин показывает, что брак в описываемом им обществе заключается не по любви, а из материальной выгоды и из корыстных целей. В финале романа показано, что ни Маша Троекурова, ни Владимир Дубровский не обрели счастье, так как их любовь была разрушена ужасающими общественными нормами. Трагичный финал отношений между Дубровским и Машей – результат несправедливости общества, в котором нет места настоящей любви.

В драме «Гроза» не говорится о том, почему Катерина вышла замуж за Тихона, которого она на самом деле не любила, но читатель понимает, что все дело в одинаковом социальном положении семьи Катерины и семьи Кабановых. Главная героиня вышла замуж за нелюбимого человека, поскольку у нее не было выбора: замужество за человека с таким же социальным статусом было неким ритуалом, от которого Катерина, верная традициям, отказаться не могла. Долгое время Катерина тяготится тем, что она обманула своего мужа, когда вступила в любовные отношения с Борисом, которого она по-настоящему полюбила, но в итоге Катерина готова бежать вместе с Борисом, отказавшись от жизни с мужем, что было не принято в те времена. Однако Борис не хочет лишаться всего, что у него есть, для того чтобы уйти вместе с Катериной. Он понимает, что, если он уйдет вместе с ней, то уже никогда не получит наследство бабушки, ради которого он и приехал к Дикому. А.Н. Островский показывает, что Борис отказывается от отношений с Катериной из-за материальных ценностей. В драме продемонстрировано, что в «темном царстве», в котором главенствуют материальные ценности, нет места для настоящей любви, что люди, способные на искренние чувства, обречены на несчастье, одиночество и даже на гибель, как и произошло с Катериной, которая оказалась без поддержки любимого человека, фактически отказавшегося от нее.

И А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин, и А.Н. Островский демонстрируют, что материальные ценности и общественные принципы, которые уже давно устарели и требуют изменений, оказываются превыше настоящей любви. В их произведениях показано, что брак по расчету – обыденность, а брак по любви – исключение из правила.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив размышления о книгах в русской литературе
  • Мотив молитвы, обращения к Богу в русской литературе
  • Образ государя (государыни) в русской литературе
  • Быт и нравы дворянства в русской литературе