Тема (образ) ангела в произведениях русских поэтов


Русские поэты нередко обращаются в своем творчестве к образу ангела. Так, этот образ появляется в написанном М.Ю. Лермонтовым стихотворении «Ангел», в написанном А.С. Пушкиным стихотворении «Ангел» и в написанном П.А. Вяземским стихотворении «Молитва Ангелу-хранителю».

Ангел из лермонтовского стихотворения в своих объятиях несет «душу младую» «для мира печали и слез», то есть он нес душу ребенка на землю. Совершая данный путь, ангел поет «тихую» «святую» песню», которой внимали «и месяц, и звезды, и тучи». Эта песня, как отмечает автор, остается в памяти души ребенка, которую ангел несет на землю, где были только «скучные песни», которые не могли заменить «звуки небес». М.Ю. Лермонтов использует прием антитезы: мир земной противопоставляется миру небесному, где есть «блаженство безгрешных духов под кущами райских садов». В стихотворении выражается мысль о том, что все испытания на земле человеку поможет преодолеть именно та песня, которую он слышал из уст ангела перед тем, как оказаться на земле. То, что ангельская хвала богу была «непритворна», указывает на то, что ангел был по-настоящему божественен и прекрасен. Указывая на связь ангела как с богом, так и с душой ребенка, М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что ангел является связующим элементом между человеком и Богом.

А.С. Пушкин в своем стихотворении так же, как и М.Ю. Лермонтов, использует прием антитезы, однако противопоставляются другие образы: образ «нежного» ангела, находящегося «в дверях эдема», противопоставлен образу «мрачного и мятежного» демона, летающего «над адской бездною». Но, как показывает автор, ангел был настолько прекрасен, что даже демон, смотря на него, испытывает «жар невольный умиленья». «Сияние» ангела настолько велико, что оно положительно воздействует на представителя зла. Демон признается ангелу в том, что он не входит в число того, что он ненавидел и презирал в небе и во всем мире. Обращенная к ангелу фраза «Прости» говорит о полной победе добра над злом.


Лирический герой «Молитвы Ангелу-хранителю» обращается к ангелу для того, чтобы он научил его молиться. Также он просит ангела «чувства черствые смягчить», дать ему «младенцев простоту» и чистоту, а его вере дать «высоту и теплоту». Просит лирический герой также «стряхнуть земные узы», дать угаснуть в нем «шуму битв житейских и тревог». П.А. Вяземский показывает, что лирический герой уверен: что духовным человеком ему поможет именно ангел; поэтому он и обращается к нему с просьбой-молитвой.

Во всех трех произведениях ангел является исключительно положительным образом. Он отличается духовной чистотой, искренностью, теплотой и нежностью. Авторы предложенных стихотворений подчеркивают, что ангел является представителем добрых начал, но если у А.С. Пушкина в самом стихотворении присутствует образ демона как представителя злых начал, то у двух других поэтов образы представителей зла отсутствуют.

«Тихая песня» и «непритворная хвала Богу», о которых пишет М.Ю. Лермонтов, схожи с теми средствами, которые используют в своих лирических произведениях А.С. Пушкин (например, «ангел нежный», «дух чистый», «сиял») и П.А. Вяземский (например, «добрый ангел», открытый ангелом «молитвенный чертог»).

И М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин, и П.А. Вяземский показывают, что ангел стоит над человеком и является своеобразным посредником между человеком и Богом. Именно с помощью ангела, как показывают поэты, человек имеет возможность общаться с самим Богом. Сами ангелы, уделяя все свое время делам духовным, земной деятельностью не занимаются, однако они поддерживают человека в его земном существовании.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема бездушия и лицемерия в произведениях русских поэтов
  • Тема будущего в произведениях русских поэтов
  • Тема быстротечности жизни в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) весны в произведениях русских поэтов