Тема бездушия и лицемерия в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме бездушия и лицемерия. Данная тема находит отражение в стихотворениях «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова и «Ханжа» В.В. Маяковского.

Стихотворение «Смерть поэта», которое М.Ю. Лермонтов написал, узнав о смерти А.С. Пушкина, наполнено негодованием в адрес всего общества того времени. Автор показывает, что поэт был убит, так как «восстал он против мнений света // один, как прежде…». Подчеркивается также то, что поэт погиб, «оклеветанный молвой».

М.Ю. Лермонтов отмечает, что бездушными являются не только сам убийца с «пустым сердцем», который «хладнокровно навел удар» и у которого «в руке не дрогнул пистолет», но и все окружающие его люди, те самые «Свободы, Гения и Славы палачи».

Лирический герой вопрошает: зачем А.С. Пушкин «руку дал клеветникам ничтожным», зачем он «поверил словам и ласкам ложным»? Все это говорит о лицемерии того общества, в котором находился поэт. На лицемерие указывает и то, что окружающие поэта люди при его жизни надели на него «венец терновый», «тайные иглы» которого «язвили славное чело».


М.Ю. Лермонтов восклицает: «Убит!.. К чему теперь рыданья, // Пустых похвал ненужных хор // И жалкий лепет оправданья?». Автор выражает мысль о том, что общество и при жизни, и после смерти А.С. Пушкина ведет себя по отношению к нему лицемерно: поддерживают, хвалят и скорбят люди только внешне, но внутри они равнодушны и даже жестоки к нему.

Лирический герой, обращаясь к окружающим людям, указывает им на их лицемерие: «Не вы ль сперва так злобно гнали // Его свободный, смелый дар // И для потехи раздували // Чуть затаившийся пожар?». Такое лицемерное поведение, как подчеркивает автор, является признаком отсутствия души.

В стихотворении В.В. Маяковского «Ханжа» речь идет о «христианине» Петре Ивановиче Васюткине, который представляет, как отмечает автор, «всероссийских ханжей». Автор говорит о том, что Васюткин «бога беспокоит много – тыщу раз, должно быть, в сутки упомянет имя бога». На самом деле Васюткин является бездушным человеком, который не знает ничего о нравственности и порядочности: он ворует, берет взятки, не помогает нищим, «сколько не проси», сечет собственных детей, «мочалит волосья и тело» своей жене и совершает другие безнравственные действия. Однако никакого стыда и никаких угрызений совести, как показывает В.В. Маяковский, Петр Иванович не испытывает, так как он привык скрывать свою жестокость за именем бога, часто произнося фразы «Ей богу», «Вот те крест», «Бог послал», «День прожил – и слава богу» и др. Автор показывает, что Петр Иванович и подобные ему «всероссийские ханжи» пытаются внешне продемонстрировать себя «святошами», однако внутри у них ничего нет. В стихотворении показано, что такие Петры Ивановичи, «имя божеское помнящ», «грабят, режут».

Стихотворения М.Ю. Лермонтова и В.В. Маяковского отличаются способом выражения мысли: если в «Ханже» четко видна сатира, с помощью которой поэт-футурист обличает пороки современного ему общества, то стихотворение «Смерть поэта» написано высоким стилем, в нем без сатиры выражается недовольство обществом, из-за которого и погиб великий поэт А.С. Пушкин.

Несмотря на разную манеру и подачу основных мыслей, стихотворения «Смерть поэта» и «Ханжа» схожи тематически. В центре внимания – современное им общество, представители которого только притворяются хорошими людьми, скрывая за своими лживыми масками душевную пустоту или и вовсе скрывая отсутствие души. И М.Ю. Лермонтов, и В.В. Маяковский говорят о тех людях, которые думают лишь о себе, которым нет дела до жизней и чувствах других людей, которые дружелюбны по отношению к другим только внешне, на самом деле совершая жестокие поступки по отношению к ним.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) ангела в произведениях русских поэтов
  • Тема будущего в произведениях русских поэтов
  • Тема быстротечности жизни в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) весны в произведениях русских поэтов