Тема будущего в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты обращались в своих лирических произведениях к теме будущего. Данная тема находит отражение в стихотворении А.С. Пушкина «К Чаадаеву», в поэме В.В. Маяковского «Во весь голос» и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…».

Лирический герой пушкинского стихотворения говорит о том, что представители его поколения «ждут с томленьем упованья // минуты вольности святой». Лирический герой, обращаясь к своим товарищам, убеждает: «взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!».

Лирический герой в поэме В.В. Маяковского обращается к «уважаемым товарищам потомкам», будучи убежденным в том, что до них дойдет его поэзия: «я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря». Лирический герой также утверждает: «Мой стих дойдет через хребты веков». Он убежден, что его стих «громаду лет прорвет», точно так же, как и «прорвал громаду лет» водопровод, который вошел в современное ему общество, несмотря на то что он был создан еще рабами Рима.


Но помимо проблемы роли собственного творчества для людей будущего, автор поднимает проблему будущего России. Строки «Я к вам приду в коммунистическое далеко» говорят об уверенности В.В. Маяковского в том, что в будущем будут править коммунисты.

Проблема будущего России объединяет стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и вступление к поэме В.В. Маяковского «Во весь голос», несмотря на то что между написанием этих лирических произведений насчитывается около ста лет. Если А.С. Пушкин еще перед декабристским восстанием 1825 года верит в то, что «Россия вспрянет ото сна», то В.В. Маяковский уже после революции 1917 года уверен в «коммунистическом далеко». Такой прием авторы выбирают неслучайно: обращаясь к желаемому будущему, поэты выражают собственное мнение относительно развития своей страны, призывая к определенным действиям читателей-современников.

Совершенно по-другому раскрывается тема будущего в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…». Намекая на то, что в прошлом, которое он вспоминает с тоской, он не знал ни «назначенья», ни «цели упований и страстей», лирический герой признается в том, что «с боязнью» думает о своем будущем. Он не знает, сможет ли он увидеть собственное «назначенье» и «цели упований и страстей» или так и будет существовать, не зная цели собственной жизни. Лирический герой признается в том, что он готов начать «жизнь другую», однако он не знает, удастся ему это или нет. М.Ю. Лермонтов показывает, что будущее для лирического героя неизвестно, по этой причине оно пугает его: невозможность узнать о том, что его ждет впереди – новая жизнь или же прежнее существование – вызывает у него страх.

Получается, что А.С. Пушкин и В.В. Маяковский в своих лирических произведениях выражали надежду на лучшее, в их понимании, будущее, а М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении выражает страх относительно будущего, так как неизвестно, каким оно будет. Если в лермонтовском стихотворении наблюдается чувство страха, то у А.С. Пушкина и В.В. Маяковского этого чувства нет, наоборот, у них показаны чувства радости, так как в своих произведениях они показали собственное понимание идеального будущего. Поэты, поднявшие проблему будущего России, показали, что лирические герои выражают уверенность в том, что будущее будет именно таким, каким они его описывают. В этом отношении М.Ю. Лермонтов более реалистично раскрыл проблему будущего, поскольку в действительности ни один человек не может предугадать будущее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) ангела в произведениях русских поэтов
  • Тема бездушия и лицемерия в произведениях русских поэтов
  • Тема быстротечности жизни в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) весны в произведениях русских поэтов