Тема быстротечности жизни в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме быстротечности жизни. Данная тема находит отражение в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», в стихотворении Б.Л. Пастернака «Снег идет» и в стихотворении Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи...».

Лирический герой есенинского стихотворения осознает, что он «не будет больше молодым», поскольку «все пройдет, как с белых яблонь дым». Лирический герой, признаваясь, что он «теперь скупее стал в желаньях», с особой теплотой вспоминает свою прежнюю жизнь, сожалея об «утраченной свежести». Лирический герой понимает, что быстротечна не только его жизнь, но и все на свете: «Все мы, все мы в этом мире тленны». Все это показывает, что лирический герой задумывается о неизбежности смерти как неотъемлемой части существования всего живого.

Лирический герой пастернаковского стихотворения метафорично сравнивает время со снегом: как идет снег, так идет и время. Автор использует в своем стихотворении несколько риторических вопросов: «Может быть, за годом год // Следуют, как снег идет <…>?»; «В ногу с ним, стопами теми, // В том же темпе, с ленью той // Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?». Также сравнение времени со снегом позволяет автору подчеркнуть то, что время невозможно остановить, как невозможно остановить и снег, падение которого не зависит от человека. Б.Л. Пастернак неслучайно повторяет сочетание «снег идет», подчеркивая тем самым быстротечность времени, которое идет и при прочтении читателем данного стихотворения. На последнее указывают риторические размышления о том, что время идет, «как слова в поэме». Проблема быстротечности жизни ярко также прослеживается в следующих размышлениях: «Потому что жизнь не ждет. // Не оглянешься – святки. // Только промежуток краткий, // Смотришь, там и новый год». Лирический герой говорит о том, что время идет так, что человек этого не замечает.


Г.Р. Державин в своем стихотворении помещает метафоричные образы «реки времени» и «жерла вечности». Лирический герой утверждает, что «река времени» «уносит все дела людей // и топит в пропасти забвенья // народы, царства и царей». Но если все «унести» «реке времени» не удается, то к делу приступает «вечности жерло», которое «пожирает» все оставшееся. В стихотворении четко прослеживается мысль о том, что ничему на свете не удастся уйти от судьбы. Автор выражает следующую мысль: все в мире рано или поздно погибнет, это лишь вопрос времени.

И С.А. Есенин, и Б.Л. Пастернак, и Г.Р. Державин обращаются к образам времени, указывая на то, что оно никогда не стоит на месте и постоянно движется вперед. В стихотворениях прослеживается осознанность в том, что все на свете, включая и человеческую жизнь, невечно, что время приближает человека к имеющей неотвратимый характер смерти, которую как итог жизни получит каждый человек.

Несмотря на общую главную мысль, предложенные для сопоставления стихотворения отличаются настроением. Если есенинский лирический герой благословляет жизнь, несмотря на ее быстротечность («Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть»), а настроение пастернаковского стихотворения легкое, то стихотворение Г.Р. Державина носит довольно пессимистический характер.

Если в стихотворении С.А. Есенина лирический герой в большей степени рассуждает о собственной жизни, а в стихотворении Б.Л. Пастернака говорится влиянии времена на жизнь человека, то в державинском стихотворении воздействие времени расширяется до «народов, царств и царей».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) ангела в произведениях русских поэтов
  • Тема бездушия и лицемерия в произведениях русских поэтов
  • Тема будущего в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) весны в произведениях русских поэтов