Тема человека и общества в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме человека и общества. Данная тема находит отражение в стихотворениях «Смерть поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен» М.Ю. Лермонтова и в стихотворении В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно».

В первом лермонтовском стихотворении, написанном на смерть А.С. Пушкина, поэт противопоставлен толпе. Автор утверждает, что при жизни А.С. Пушкина окружали лишь лицемеры, которые только внешне поддерживали поэта, но при этом «злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар». Если А.С. Пушкин описывается поэтом как прекрасный поэт и человек, то обществу автор дает такую характеристику: «свет завистливый и душный». М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что человек, не похожий на остальных, вступает со всем обществом в конфликт и в итоге принимает поражение: «Восстал он против мнений света // Один, как прежде… и убит!». Автор стихотворения утверждает, что А.С. Пушкин погиб не только из-за убийцы, который «хладнокровно навел удар», от которого «спасенья нет», но и из-за «насмешливых невежд» и «клеветников ничтожных», которые обманывали его «словами и ласками ложными». М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что отдельный человек, вступая в конфликт с жестоким обществом, терпит поражение.

В другом лермонтовском стихотворении показано, что лирический герой ощущает себя совершенно дискомфортно в обществе. Он дает обществу следующие характеристики: «образы бездушные людей // приличьем стянутые маски». М.Ю. Лермонтов неслучайно описывает воспоминания лирического героя, именно они приносят его душе радость и счастье. Но, когда лирический герой осознает, что он находится среди «толпы людской», существование которой противопоставлено идеалу жизни лирического героя, он признается, что ему хочется «дерзко бросить им в глаза железный стих, // облитый горечью и злостью».


В.В. Маяковский в своем стихотворении конфликт человека и общества раскрывает при помощи двух образов: скрипки и лирического героя. Автор показывает, что разревевшаяся скрипка не похожа на другие инструменты, что ее совершенно никто не понимает, что никого не заботит то, что она чувствует. Так обращается к скрипке геликон: «Дура, плакса, вытри!». Лирический герой сравнивает себя со скрипкой: «я вот тоже ору – а доказать ничего не умею!». То, что лирический герой поддерживает непонятую оркестром скрипку, в то время как музыканты смеются над ним, говорит о том, что лирический герой оказался непонятым окружающими людьми. В.В. Маяковский показывает, что и скрипка, и лирический герой вступают в конфликт с обществом, поскольку они совершенно не похожи на окружающих.

Лирические произведения М.Ю. Лермонтова и В.В. Маяковского объединены обращением к конфликту общества и отдельного человека. Герои всех трех стихотворений оказались непонятыми окружающими людьми. И если в «Смерти поэта» и стихотворении В.В. Маяковского показано, что непонятость рождала негативное отношение к героям со стороны окружающих, то в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» продемонстрировано негативное отношение лирического героя по отношению к лживому и бездушному обществу.

«Смерть поэта» отличается от двух других стихотворений тем, что там, кроме иллюстрации самого конфликта между человеком и общества, демонстрируется результат этого конфликта: человек, непохожий на других, в итоге оказывается побежденным лицемерным, жестоким и бесчеловечным обществом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема смысла жизни в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) солнца в произведениях русских поэтов
  • Тема личности и эпохи в произведениях русских поэтов
  • Тема цвета в произведениях русских поэтов