Тема «чудного мгновенья» в лирике Пушкина


А.С. Пушкин во многих стихотворениях демонстрировал встречу человека с «чудным мгновеньем». Речь идет не о романтическом «там», а о повседневной жизни, в которой, по мнению автора, есть место «чудному мгновенью».

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье») представлены чувства лирического героя в разные периоды его жизни. Появление возлюбленной, которая сравнивается с «мимолетным виденьем» и «гением чистой красоты», лирический герой называет «чудным мгновеньем». Прошлое представлено в стихотворении как идеальное время. Описывая годы разлуки, когда он забыл «голос нежный» и «небесные черты», лирический герой признается, что его дни «тянулись тихо» «в глуши, во мраке заточенья». Он говорит о том, что тогда жил без всего: «без божества, без вдохновенья, // без слез, без жизни, без любви». Годы разлуки в стихотворении представлены как не самые лучшие времена. Настроение вновь меняется при описании встречи лирического героя и возлюбленной. Лирический герой признается, что «душе настало пробужденье», что «сердце бьется в упоенье», что все то, что он потерял во время разлуки, для него «воскресло вновь». А.С. Пушкин демонстрирует, что радость в жизни лирического героя появляется благодаря «чудному мгновенью», которое преображает душу человека.

Однако тема «чудного мгновенья» в лирике А.С. Пушкина связана не только с чувством любви, но и с другими возвышенными явлениями действительности.


Так, в стихотворении «И.И. Пущину» продемонстрированы чувства самого А.С. Пушкина на приезд лицейского друга. Находясь в ссылке в селе Михайловском и не имея возможности проводить время рядом с родными и близкими, поэт «благословляет судьбу», когда его «двор уединенный, // печальным снегом занесенный», посещает его «первый друг», его «друг бесценный». Автор признается, что в тот момент его «заточенье» было «озарено» «лучом лицейских ясных дней». Приезд близкого человека, который принес лишь положительные эмоции, нельзя не назвать «чудным мгновеньем».

В стихотворении «Пророк» «чудное мгновенье» представлено несколько по-другому. С помощью «шестикрылого серафима» лирический герой из обычного человека превращается в поэта-пророка. Серафим, явившийся на перепутье, награждает лирического героя необычайным зрением и слухом, способностью «глаголом жечь сердца людей». Лирический герой вспоминает, как он, лежа в пустыне «как труп», услышал «бога глас», после чего он начал выполнять божественное предназначение, выполняя функцию посредника между человеком и богом. Становление пророком метафорически выражает мысль о том, что становление поэтом – это «чудное мгновенье».

Таким образом, в стихотворениях «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «И.И. Пущину» и «Пророк» продемонстрированы разные «чудные мгновенья», с которыми может встретиться человек в обыденной жизни: с любовью, с дружбой и с поэтическим даром. Но, несмотря на то что лирические герои встречаются с «чудным мгновеньем» в обыденной жизни, в нем есть что-то неземное, небесное.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Философская проблематика поэзии Пушкина
  • Природа как источник вдохновения в поэзии Пушкина
  • Какие «чувства добрые» стремился пробудить Пушкин своей лирикой?
  • В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике Пушкина?
  • В чём проявляется избранничество поэта? (по лирике Пушкина)
  • Как в лирике Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?