Тема (образ) демона в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращаются к образу демона. Данный образ наблюдается в двух стихотворениях А.С. Пушкина: «Демон» и «Ангел». Рассмотрим, одинаково ли авторское представление образа демона, в чем заключаются сходства и различия между героями двух произведений.

В стихотворении «Демон» демон называется «злобным гением» с «язвительными речами». Лирический герой указывает на то, что демон не верил в любовь, в свободу и вообще «на жизнь насмешливо глядел». Дается демону и другая характеристика: «ничего во всей природе // благословить не хотел». Лирический герой говорит о том, что демон стал его навещать, и тайные встречи с ним были «печальными», поскольку он «вливал в душу хладный яд». Здесь демон выступает как соблазнитель и искуситель, который передает лирическому герою настроение неверия и отрицания.

Абсолютно по-другому образ демона раскрывается в стихотворении «Ангел». Здесь внимание уделяется внутренним изменениям демона, которые произошли в результате влияния ангела. А.С. Пушкин использует прием противопоставления, причем противопоставляется не только ангел демону, но и прежний демон обновленному демону. Первоначальные характеристики демона соответствуют каноническим представлениям: он «мрачный и мятежный», он летает над «адской бездною», он «дух отрицанья, дух сомненья». Но, когда демон смотрит на «ангела нежного», внутри него происходят изменения: «И жар невольный умиленья // Впервые смутно познавал». Демон признается, что ангел «недаром сиял» ему. Автор показывает, что демон только сейчас осознает: «Не все я в небе ненавидел, // Не все я в мире презирал». Демонстрируя, что демон просит у ангела прощение, А.С. Пушкин показывает, что демон сожалеет, что все это время он не знал истины, что все это время он не был знаком с добром.


Сопоставление двух пушкинских стихотворений позволяет увидеть изменения в мировоззрении автора. Стихотворение «Ангел», написанное в 1827 году, наполнено более глубоким смыслом, чем стихотворение «Демон», написанное в 1823 году.

Если в «Демоне» показано, что демон является соблазнителем лирического героя на неверие, злобу и печаль, то есть он является деятелем, то в «Ангеле» показано, что демон оказывается под влиянием ангела, то есть деятелем является ангел, а не демон.

В стихотворении «Ангел» поднимается проблема противостояния добра и зла, однако она раскрывается необычно: в стихотворении нет ни намека на физическую борьбу ангела и демона, ангел побеждает демона, не используя никакой физической силы, ему помогает победить «сияние» и чистота. В отличие от стихотворения «Демон», где демон представлен исключительно как представитель зла, в стихотворении «Ангел» образ демона неоднозначен, двояк: сначала это типичный представитель зла, от которого он в итоге отказывается. Если герой «Демона» ни во что не верил и «ничего во всей природе // благословить не хотел», то герой «Ангела» дает себе возможность измениться и поверить в прекрасное. Отрицание героя «Демона» противопоставлено отказу от отрицания, сделанное героем «Ангела».

В двух произведениях совершенно разные настроения. В «Ангеле» А.С. Пушкин отходит от канонов и демонстрирует способность демона познать добро и благословить то, что раньше он ненавидел и презирал. Символично само название стихотворения, которое, помимо подчеркивания силы ангела, указывает на направленность движения демона в сторону добра, ярким представителем которого является ангел. Такой направленности демона от зла к добру в стихотворении «Демон» не наблюдается.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема власти в произведениях русских поэтов
  • Тема войны и мира в произведениях русских поэтов
  • Тема времени в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) города в произведениях русских поэтов