Тема детства в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме детства. Данная тема находит отражение в стихотворении И.З. Сурикова «Детство», в стихотворении Р. Рождественского «Билет в детство» и в стихотворении Э. Асадова «Ах, как же я в детстве любил поезда».

Лирический герой стихотворения И.З. Сурикова вспоминает свою деревню, свой «дом родной». Довольно подробно в стихотворении описывается то, как лирический герой катался в детстве на санках, после чего он, уставший, «нехотя» шел домой, где его ждали «матушка за прялкой», плетущий лапти дед и «бабушка седая», которая рассказывала ему различные сказки, которые потом снились лирическому герою. Все воспоминания наполнены теплотой и счастьем. Он говорит о том, что его детские годы «весело текли», что их «не омрачали горе и беда». На это указывает и то, что лирический герой в детстве считал горем то, что во время катания на санках «все лицо и руки залепил снег». В стихотворении выражается мысль о беззаботности детства.

Лирический герой стихотворения Р. Рождественского вспоминает город, в котором прошло его детство. Он называет это место «тихим, как сон», городом, «в котором тепло». Лирический герой вспоминает то, что характерно этому городу: медленная речка, в которой вода «как стекло», «шалые ветры», сводящие с ума «сосны – до неба, до солнца – дома», зима, которая «неслышно шла по сугробам». Лирический герой утверждает, что в городе детства «сказки живут». Видна искренняя любовь лирического героя к тому месту, где прошло его детство. Видна также тихая печаль из-за того, что нельзя у кассирши вокзала попросить билет «до детства». Лирический герой с тоской говорит о том, что человек лишен возможности возвратиться в детство. Он обращается к «ласковому городу», благодарит его и просит прощение: «Мы не вернемся, напрасно не жди. // Есть на планете другие пути. Мы повзрослели. // Поверь нам. И прости».


Лирический герой стихотворения Э. Асадова признается, что в детстве он любил «спешащие вечно туда-сюда» поезда за то, что «в квадрате окна всегда проносятся кадры, как на экране», «за смех, за особенный чай в стакане», «за рокот колес», «за скорость, что парусом горбит штору», «за все неизведанные края», «за непокой, за вспышки радости и прощанья, за трепет вечного ожиданья». Детство в стихотворении противопоставлено взрослой жизни. Лирический герой показывает, что дети отличаются от взрослых, которые «верхние полки не занимают», не любят просыпаться рано, «не выскакивают где-то за пирожком», «не летают, как обезьяны, с полки на полку одним прыжком», «в скучнейших беседах отводят души». Рассуждая о том, что «взрослые странны порой бывают», лирический герой скучает по детским годам. Он с грустью говорит о том, что «годы мелькнули быстрей, чем шпалы», что теперь, во взрослом возрасте», сердце не ждет чудес, как это было в детстве.

Таким образом, и И.З. Суриков, и Р. Рождественский, и Э. Асадов, обращаясь к теме детства, демонстрируют трепетное отношение к этому времени. Детство для них – беззаботная пора, время веселья и радости, где нет никаких бед, проблем и трудности. Лирические герои всех трех стихотворений с теплотой, но в то же время с грустью вспоминают события из детства и то, как они тогда на них реагировали.

Лирические произведения Р. Рождественского и Э. Асадова объединены также мыслями о безвозвратности детства. Мир детства у них противопоставлен миру взрослых людей, которые перестают верить в чудеса, становятся серьезными и перестают веселиться. Лирические герои хотели бы оказаться в детстве, однако они понимают, что это невозможно, и от этого стихотворения приобретают настроение небольшой грусти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема добра и зла в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) дороги (пути) в произведениях русских поэтов
  • Тема дружбы в произведениях русских поэтов
  • Тема дуэли в произведениях русских поэтов