Тема детства в русской литературе


Многие отечественные писатели в своих художественных произведениях обращаются к теме детства. Так, ребенок как центральный персонаж наблюдается в рассказе И.А. Бунина «Цифры», в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Герой рассказа И.А. Бунина «Цифры» – любознательный мальчик Женя, который думает о том, как бы научиться писать и считать. Показывая, что Женя хочет заниматься с дядей, автор демонстрирует искреннее желание ребенка прикоснуться к еще неизученному. В рассказе изображено стремление к познанию окружающего мира. Отказ дяди от показа цифр воспринимается Женей настоящей трагедией, автор показывает, что именно таковы проблемы в детском возрасте, и эти проблемы взрослым людям нужно понимать и учитывать, так как ребенок только находится в процессе познания мира, не имея при этом большого жизненного опыта.

В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимается довольно большое количество проблем, связанных с детским возрастом. Здесь наблюдается и проблема воздействия одного ребенка на другого, так как Витька съедает всю ягоду, находясь под влиянием Левонтьевских ребят, перед которыми он не хочет показаться трусом. Поднимается в рассказе и проблемы детского обмана (Витька обманывает бабушку, вместо ягоды отдавая ей траву, присыпанную ягодой), детского воровства (Витька крадет у бабушки калач, чтобы Левонтьевские ребята не рассказали ей правду). Но главная проблема в рассказе – проблема стыда и совести. Витьке стыдно за совершенные поступки, он считает себя настоящим преступником из-за того, что он обманул бабушку и поступил по отношению к ней безнравственно. В. П. Астафьев демонстрирует процесс становления личности Витьки, обретения им жизненного опыта, основанного на собственных ошибках. В рассказе выражается важная мысль: ребенок получает опыт благодаря ситуациям из собственной жизни.


В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также показано становление личности ребенка. Мальчик-рассказчик, общаясь со сверстниками, учится тому, что такое добро и зло. Сталкиваясь с довольно взрослыми проблемами голода и несправедливости, рассказчик получает жизненный опыт. Уже в подростковом возрасте рассказчик демонстрирует те нравственные принципы, в соответствии с которыми он живет: он отказывается от «подачек» учительницы Лидии Михайловны, считая неправильным брать у нее еду или деньги просто так. Поступок Лидии Михайловны, которая была уволена из-за игры с рассказчиком в «замеряшки», учит мальчика добру, милосердию и самопожертвованию.

Все эти художественные произведения объединяет то, что ребенок выступает как формирующаяся личность, познающая мир. Женя, Витька и распутинский мальчик-рассказчик находятся в процессе познания окружающего мира, получая при этом колоссальный жизненный опыт, который поможет им в дальнейшей взрослой жизни. Несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются герои произведений, детство описано как прекрасная пора, так как именно в это время закладываются все нравственные ценности и принципы человека.

В рассказе «Цифры» мир ребенка противопоставляется миру взрослых: восприятие окружающего мира мальчиком Женей отличается от восприятия окружающего мира его дядей. Это говорит о том, что мировоззрение ребенка еще отличается от мировоззрения взрослого человека. Та же мысль прослеживается и в рассказе «Конь с розовой гривой», где у Витьки нет такого жизненного опыта, как у бабушки, и в рассказе «Уроки французского», где столкновение мальчика-рассказчика с взрослыми проблемами послевоенного времени показано глазами ребенка.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема судьбы и предопределения в русской литературе
  • Тема человека и власти в русской литературе
  • Тема города в русской литературе
  • Тема дружбы в русской литературе