Тема дома в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.


В русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. происходит обращение к одной из вечных тем – теме дома. Она находит отражение в повести Л.Е. Улицкой «Сонечка» и в повести В.Г. Распутина «Последний срок».

Л.Е. Улицкая, демонстрируя в рассказе «Сонечка» особенности взаимоотношений Сонечки и ее мужа Роберта Викторовича, обращает внимание на то, что образ дома становится их своеобразным воплощением. Семья переезжает в село Давлеканово, в небогато устроенный дом, где их встречает холод. Однако именно этот дом, несмотря на свою неустроенность, связан с самыми теплыми семейными воспоминаниями.

Автор демонстрирует, что бедность внешнего дома противопоставлена богатству внутреннего дома семьи: Сонечке и Роберту Викторовичу все равно на внешний беспорядок, поскольку они чувствуют себя в безопасности рядом друг с другом. Но главной героине все же хотелось «нормального человеческого дома, с водопроводным краном на кухне, с отдельной комнатой для дочери, с мастерской для мужа». И мечта Сонечки сбывается: семья переезжает в одну четвертую часть целого двухэтажного дома. Но внешние изменения приводят и к изменениям внутри семьи. Роберт Викторович получает мастерскую, у дочери Таня появляется отдельная комната, что приводит к отдалению членов семьи друг от друга, которые начинают жить обособленно, независимо друг от друга.


В итоге лучшие условия проживания приводят не к сплочению, а к постепенному разрушению семьи. То, что должно было привести, по мнению Сонечки, к еще большей любви, приводит к отсутствию совместного счастья: у мужа появилась любовница, а дочь главной героини становится безразличной к ней. Сонечка переезжает в другую квартиру, а Роберт Викторович остается в своей мастерской, что символизирует новую, уже отдельную друг от друга жизнь. Таким образом, в рассказе «Сонечка» выражается мысль о том, что обстановка в доме влияет на семейные взаимоотношения.

В повести В.Г. Распутина «Последний срок» продемонстрированы взаимоотношения внутри семьи старухи Анны. Дети главной героини – Михаил, Люся, Илья, Варвара – приезжают в дом к матери, поскольку она чувствует приближение смерти. Автор показывает, что дети, съехав из материнского дома, отдалились от нее и друг от друга, у каждого из них появилась собственная жизнь, в которой нет места матери, сестрам и братьям. Отсутствие одной крыши над головой приводит к разобщению семьи. Примечательно, что любимая дочь старухи Анны Таньчора и вовсе не появляется в доме, чтобы проводить в последний путь свою пожилую маму.

Казалось бы, четверо из пяти детей приезжают в материнский дом, что должно было заставить их вспомнить детские годы, объединиться друг с другом, чтобы поддержать лежащую при смерти мать. Однако Михаил, Люся, Илья, Варвара только ссорятся друг с другом и вместо поддержки матери думают о том, чтобы она поскорее умерла, так как им нужно было возвращаться обратно.

В.Г. Распутин в своей повести через угнетающую обстановку в доме умирающей старухи Анны демонстрирует утрату семейных ценностей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема одиночества в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Мифологические мотивы в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Образ русской женщины в литературе второй половины XX - начала XXI в.
  • Тема «братьев наших меньших» в литературе второй половины XX - начала XXI в.