Тема дуэли в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращаются к теме дуэли. Данная тема находит отражение в стихотворениях «Смерть поэта» и «Сон» М.Ю. Лермонтова и в стихотворении Ф.И. Тютчева «Из чьей руки свинец смертельный».

Стихотворение «Смерть поэта» было написано после того, как М.Ю. Лермонтов узнал о гибели А.С. Пушкина во время его дуэли с Дантесом, поэтому в стихотворении прослеживается мотив дуэли. Сначала лирический герой говорит о результате дуэли: «убит!», «погиб поэт!». Отмечаются даже некоторые детали и подробности произошедшей дуэли: «с свинцом в груди». Затем лирический герой обращается к образу Дантеса: «Его убийца хладнокровно // Навел удар… спасенья нет: // Пустое сердце бьется ровно, // В руке не дрогнул пистолет». В этих строках выражено авторское отношение к Дантесу: он называет его бессердечным человеком, считая его не дуэлянтом, а настоящим убийцей, который не понимал, «на что он руку поднимал». Однако мотив дуэли в стихотворении связан не только с образом «убийцы»-Дантеса, но и с образом общества, в котором находился А.С. Пушкин. Автор стихотворения, обвиняя в гибели великого поэта «свет завистливый и душный», «клеветников ничтожных», «насмешливых невежд», которые уже не смогут смыть с себя «поэта праведную кровь», указывает на то, что А.С. Пушкин вступил в дуэль не столько с Дантесом, сколько со всем обществом.


К дуэли А.С. Пушкина и Дантеса обращается и Ф.И. Тютчев. Уже в первых строках его стихотворения («Из чьей руки свинец смертельный // Поэту сердце растерзал? // Кто сей божественный фиал // Разрушил, как сосуд скудельный?») видно презрение лирического героя по отношению к Дантесу. Автор, фактически называя А.С. Пушкина царем, нарекает его дуэльного противника «цареубийцей». Лирический герой утверждает, что Дантес навсегда «в «цареубийцы заклеймен», вне зависимости от того, прав он относительно дуэльного кодекса или нет.

Стихотворения «Смерть поэта» и «Из чьей руки свинец смертельный» схожи тем, что лирические герои считают действия Дантеса, поднявшим руку на великого поэта, настоящим убийством, нарекая самого Дантеса убийцей. И М.Ю. Лермонтов, и Ф.И. Тютчев говорят об А.С. Пушкине как о «дивном гении», у которого «велик и свят был жребий». Оба поэта выражают презрительное отношение к человеку, который убил гения русской литературы. Объединяет эти два лирических произведения также то, что лирические герои выражают уверенность в праведности божественного суда.

К мотиву дуэли М.Ю. Лермонтов также обращается и в стихотворении «Сон», которое было написано в 1841 году, незадолго до своей гибели на дуэли. Автор вновь обращается к образу «свинца в груди». Лирический герой утверждает: «С свинцом в груди лежал недвижим я; // Глубокая еще дымилась рана, // По капле кровь точилася моя». Многие исследователи указывают на пророческий характер написанного М.Ю. Лермонтовым стихотворения, считая, что поэт был готов к гибели перед дуэлью с Мартыновым. Примечательно, что умирающий лирический герой с раной в груди никого не винит в своей кончине, он воспринимает ее весьма спокойно. Этим настроение стихотворения «Сон» отличается от настроения стихотворения «Смерть поэта»: если Дантес представлен как жестокий убийца великого поэта, то лирический герой «Сна» не чувствует никакой злости к своему противнику. Во «Сне» показан только результат дуэли для лирического героя, рассуждений о дуэлянте или причинах дуэли, в отличие от «Смерти поэта» и стихотворения Ф.И. Тютчева, не наблюдается.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема детства в произведениях русских поэтов
  • Тема добра и зла в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) дороги (пути) в произведениях русских поэтов
  • Тема дружбы в произведениях русских поэтов